Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Самолеты в моей летной жизни. МиГ-21ф13

Михаил Жуков

Летчиков тянет на мемуары. Освоение авиационной техники.

По окончании Кинель-Черкасского УАЦ нам присвоили воинское звание "младший лейтенант" и отправили служить дальше. А вот раньше, до нас выпускников УАЦ отправляли в запас, на гражданку, потом раз в 2-3 года привлекали на сборы на месяц для восстановления навыков пилотирования. Вероятно, в стране не хватало летчиков и вот нас отправили по Военным летным училищам страны. Кому куда повезло это были Качинское ВВАУЛ, Харьковское ВВАУЛ, Черниговское ВВАУЛ, Оренбургское ВВАУЛ, а кое кто был отправлен прямо в летные полки ПВО, вероятно там была большая потребность в летчиках. Я получил назначение в г. Волгоград, в Качинское ВВАУЛ. Начальник училища полковник Малеев. Так осуществлялась моя мечта - стать летчиком истребителем.

Мы были первые, кто из ДОСААФ попали в это училище. Вероятно командование сначала не знали как к нам относится, попробовали как с курсантами, запереть в казарме, но потом разобрались и мы стали слушателями, офицерами со всеми правами, начиная с зарплаты, нам выдали все - полагающую военную форму, летное обмундирование. Кто хотел жил в казарме, кто снимал квартиру, я жил с женой и дочкой недалеко от училища на съемной квартире. Днем занимался учебой в училище, а вечером был в семье. В общем, до апреля 1969 г мы быстро прошли сокращенный курс военного училища, сдали зачеты, экзамены и в конце апреля перебрались в г. Котельниково, здесь был училищный учебный полк на самолетах МиГ-21ф13, который нам предстояло освоить, это был мой уже пятый тип самолета. У кого были семьи, те перевезли их сюда же и я в том числе.

В учебном полку нас встретили достаточно хорошо. Встречал командир полка полковник Луданов Петр Павлович, командир эскадрильи подполковник Лоянич, ком звена майор Кадыков и непосредственный учитель летному делу летчик инструктор лейтенант Дудин Александр Николаевич. Новый тип самолета нам очень понравился красивая форма, скоростной и высотный.

Учебная база в полку была солидная, преподаватели очень опытные, выпустили в полет не одну сотню курсантов, подготовят и слушателей. Наземная подготовка началась в конце мая 1969г. Проверка знаний устройства самолета, двигателя, оборудования, правил эксплуатации, покидания самолета, подгонка высотно-компенсирующего костюма ВКК-3м с гермошлемом ГШ-4м, руководящих документов. В общем все как всегда в авиации, мы это проходили это не раз. Наконец предварительная подготовка и полеты 29 мая 1969г. первый вывозной полет на спарке МиГ- 21у. Отлетал 10 летных смен, получил 28 вывозных и контрольных полетов с налетом 8 часов и 18 июня 1969 года вылетел самостоятельно на самолете Миг-21ф 13. Всего в училище налетал 99 полетов 42 часа., закончили в конце октября. Самолет Миг-21 Ф13, МиГ-21УС (спарка, учебный), легки, сверхзвуковой, фронтовой истребитель с треугольным крылом. Первый полет в 1959г, выпускали заводы в г. Горьком, Москве. В летных частях с 1961-1962г. Первые самолеты были в г. Кубинка. Был на вооружении во многих странах мира. (65).

ТТД самолета МиГ-21ф13.( Ф.№ 4)

МиГ-21ф13
МиГ-21ф13
-2

Треугольное крыло, размах-7.15м, длина самолета-13.46м., высота -4.71м, площадь крыла -23 м2. Двигатель ТРД, Р-11Ф300, тяга 5740кгс., запас топлива -2300л, топливо авиационный керосин. Взлетный вес -7100кг. Максимальная скорость -на высоте-2125к.ч., у земли-1100к.ч., скороподъемность 235 м.с.Потолок-19000м. Экипаж -1 чел. Вооружение-1 пушка НР-30, 2 ракеты УР В-В К-13, блоки -С-5, бомбы.

Немного расскажу, как происходило освоение очередного сверхзвукового истребителя. Когда спланировали контрольные полеты с инструктором, я очень ждал с нетерпением, что ожидает меня, как восприму новый самолет. Первый полет меня здорово озадачил, мне показалось что все произошло настолько быстро, что полет не отразился в голове. Взлет на форсаже (это новое), полет по кругу, заход на посадку, посадка на скорости 290-320 км.ч. Все было очень стремительно по сравнению с МиГ-17, что я даже не только не порадовался новому самолету, а здорово расстроился. Пришла очень плохая мысль, что такой самолет я не смогу освоить, поговорил с товарищами, оказалось у всех такие же грустные мысли, но все же решили будем одолевать этого коня. И опыт старших товарищей сделал свое дело, начались сначала вывозные полеты, уже привыкли к скорости самолета, вылетели самостоятельно, потом тренировочные полеты по видам подготовки. Но программа подготовки была ближе к курсантской, гораздо проще, чем на МиГ-17, например при полетах на сложный пилотаж, мы не делали мертвую петлю, летали на групповую слетанность, но не летали на атаки по воздушной цели.

Так закончилось наше переучивание на очередной самолет, закончилось обучение в Качинском ВВАУЛ, мы получили дипломы, очередное воинское звание и направление на дальнейшее прохождение воинской службы в боевые части страны, кому что досталось, всех раскидали по всему СССР и даже за границу.

(продолжение следует)

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Михаил Жуков | Литературный салон "Авиатор" | Дзен