Может какое-нибудь событие повлиять на психологию человека? Даже перепахать ее?
Бывают странные истории.
Нормальный мужчина, здоровый, в силе. Ушел на пенсию. Не переработал. Вышел по схеме. И вдруг решил, что стал «дедушкой». На все предложения как-то проявить себя, отвечает, что все, «пенсионер». Резко сократил активность.
Потребовал уважения: «Он уважать себя заставил». Знаете, как в некоторых семьях относятся к «патриархам»? Им под сто. Их сажают во главе стола, подносят чуть ли не с поклоном еду. Слушают, что они говорят, не перебивая.
«Патриархов» освобождают от домашних обязанностей, на них смотрят с почтением.
И здесь такое же. Говорит, что много лет отработал, и устал. Поднял детей. И нуждается в отдыхе.
Дети должны, должны и должны. Например, приносить картошку. Если не принесут, тогда ему, «бедному дедушке», придется просить знакомых выделить клочок земли. И тогда он будет помирать с тяпкой в руках: пусть детям станет стыдно.
А еще сделался скупым и ворчливым. Почти ничего не покупает из еды, требует, чтобы принесли на блюдечке с голубой каемочкой.
Это второй случай. О первом где-то рассказал. Там дети маялись-маялись и уехали куда-то на месяц. Оставили «старика» одного. И ему пришлось забыть про «старость».
Получается, что пенсионер как титул. Как награда. Я буду сидеть, а все должны вокруг меня ходить на задних лапках. И уважать.
Простите, может, зло получилось.
Мне по душе иные люди.
Женщина – старше этого мужчины, который уважения требует. Вдова. Трудилась физически в каком-то цехе. У нее две дочери, у которых ипотека. Много работают, чтобы деньги были.
А она уезжает на все лето на дачу. И в конце сезона у каждой из дочерей и соленья, и варенье. И свежие овощи на столе.
Забирает с собой маленьких внуков, занимается ими. Там, на даче, и трудится, и ухаживает за ребятишками. Их же нужно покормить, выкупать, спать уложить. А еще погулять.
И ничего! Такая жизнь – в радость. Хорошо же быть кому-нибудь нужным. Главное, быть нужным себе самому, не складывать ручки лодочкой на животе, не говорить, что «пенсионер», не требовать поклонов и преклонения.
Мне кажется, что солидный возраст и последующая старость как награда или как наказание. Или от тебя прятаться будут дети и внуки, стараться как можно реже тебя видеть. Или иное: радоваться тебе искренно – всем сердцем.