Вчитайтесь в слова эпиграфа к книге Анатолия Гина "Приемы педагогической техники":
"Идеальная дидактика – это ее отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям, так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет – он будет читать при свечах"
"Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам". Эпиграф сразу ориентирует нас на следующие идеи обучения: свобода выбора, открытость, деятельность, обратная связь и идеальность.
И возникает вопрос: как учителю этого достичь?
Автор дает ответы и начинает с небольшого, но важного блока теории, в котором простым и понятным языком дана характеристика принципов педагогической техники. В следующих главах представлены уже конкретные приемы обучения, которые описаны в логике решаемых задач на уроке: от мотивации, до оценки знаний и рефлексии.
Хорошие известные приемы, собранные в одной книге, это очень удобно. Автор представляет "Формулу" приема, то есть отвечает на вопрос: "как использовать на уроке?", а также приводит примеры из конкретных предметных областей.
Я посчитала: дано описание 77 приемов. А ведь каждый учитель приемы адаптирует "под себя", поэтому в итоге получается гораздо больше "методических фишек". Для того, чтобы в них не запутаться, предлагается конструктор урока, в котором все приемы представлены в таблице согласно этапам урока.
Эта книга была моей настольной в первые годы работы в школе, когда я "пробывала" разные методики работы, искала свой стиль педагогической деятельности.
Но хочу напомнить, что урок, это не "ярмарка" приемов, а результаты обучения зависят не от количества приемов, а от качества их применения.
Поэтому внедряя тот или иной прием из книги, всегда ставим перед собой вопрос: какова цель приема на уроке? А после применения – обязательно рефлексируем: получилось как задумано или нет? Почему?
Рекомендую прочитать эту книгу как молодым педагогам, так и опытным учителям для расширения своей методической копилки.
Интересно. Логично. Практикоориентировано.