Найти тему
Кузькина Мать

Как заставить полюбить учёбу.

Родителей беспокоит, что ребёнок не любит учиться, не интересуется своим будущим, относится к школе, как к тяжёлой повинности. А хотелось бы, чтобы дети относились к образованию с интересом, любовью, вдохновением.

А нужно ли (и можно ли) заставлять учиться? Как прививать любовь к знаниям? Всем ли детям нужна учёба на "отлично"?

Художник Божко В. Д.
Художник Божко В. Д.

Любовь - это состояние, а состоянию нельзя научить. Можно долго рассказывать, что такое мир в душе, гармония, равновесие - текстов об этом в интернете много, но люди не становятся спокойнее и умиротворённее, когда их читают. Пока сам не прочувствуешь какое-то состояние, по чужим рассказам его не поймёшь. Но состояние легко перенять, в хорошем смысле "заразиться" состоянием собеседника, наставника, учителя, находясь рядом. Включаются зеркальные нейроны, если мы наблюдаем за человеком, его мимикой, положением тела, тембром голоса, жестами, поведением.

Эти нюансы присущи всем сферам развития. Заставить войти в состояние нельзя, если человек умеет и хочет, то сам в нём окажется. Можно передать своё состояние любви к учёбе.

От кого ребёнок может считывать это состояние? Первые учителя ребёнка, а вовлечение в развивашки сейчас происходит рано, конечно же, родители. В детском саду рассказывают о школе, как о каком-то невероятном мире, маленькие дети ждут встречи с ним с воодушевлением. Некоторые дети теряют трепетное отношение, когда понимают, что школа почти как детский сад, только спать нельзя.

Что можно полюбить в школе? Если повезёт с педагогами и одноклассниками, интерес и симпатия со временем перерастут в дружбу. Если есть предрасположенность к предмету, какой-то урок станет любимым, потому что интересно или легко. Но сказать, что любили учёбу, ностальгируя, могут только взрослые люди, подразумевая большой период жизни, связанный не только с уроками.

Советские плакаты про школу
Советские плакаты про школу

Зачем родители хотят, чтобы ребёнок полюбил учёбу?

Явно не для того, чтобы через 11-12 лет он вспоминал о ней с теплотой, ностальгировал и ходил на встречи выпускников. Запрос связан с тем, чтобы ребёнок стал самостоятельным в учёбе.

В мозгу родителей простраивается связка: если ребёнок полюбит школу, то в нём проснётся мотивация, он самостоятельно будет делать уроки, вовлечётся в учебный процесс, захочет получать пятёрки, а моя родительская функция контролёра закончится.

По сути это потребность освободиться от школьной нагрузки, которая длится иногда до старших классов ребёнка. Тех детей, кто полюбил учиться, можно отпустить и раньше, в среднем звене. Природная тяга к знаниям, удовольствие от обучения свойственны не всем людям. Талантами и способностями они отличаются в коммуникации или том, что мастерят своими руками. И делать они это будут не ради новых знаний, а ради самого процесса.

Современная школа подразумевает единственный способ получения знаний, дети с другим мышлением в неё не вписываются, не усваивают информацию, которую им дают в единственном формате.

Родители хотят самостоятельности детей в учёбе, чтобы самим меньше тратить ресурсов на контроль и помощь при выполнении заданий. Но самостоятельность - это отдельный навык, который никак не связан с любовью к знаниям. Он воспитывается через внедрение правил, привычек, ритуалов, через поддержание этих правил в семье.

Самостоятельность - это история не про любовь, а про волю, ответственность, качества саморегуляции. Им ребёнок обучается, а родитель помогает научиться распределять силы, выбирать приоритеты, соблюдать обязательные правила и действовать по ситуации, если строгих правил нет.

Место стресса изменить нельзя.

Несколько факторов влияют на успешность ребёнка в учёбе, и самый не очевидный из них - отношения в семье. Потребность в безопасности рождается вместе с нами. Только в безопасности мы можем расслабиться, отдохнуть, переварить сложные ситуации, пережить эмоции, с которыми не справились в социуме, найти важные решения.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Сначала психологическим убежищем становятся мамины руки. Грудничка мама укачивает на руках. Потом это убежище вырастает до границ семьи. От того, как чувствует себя ребёнок в семье, зависит его ощущение безопасности. Оно либо есть, либо нет. Нельзя быть немножко в безопасности. Организм не посылает гормоны стресса только в половину тела. Чувствовать себя безопасно в семье ребёнку мешает оценивание; ребёнок понимает, что не дотягивает до определённых критериев. Чем больше строгих требований в семье, тем меньше ребёнок в ней в безопасности.

Необходимость выполнять эти требования круглосуточно мобилизует психику и приводит к стрессу. Семья перестаёт быть убежищем, становится ещё одним местом, где нужно быть таким, чтобы тебя приняли.

Ребёнок ищет убежище в других местах.

Догадались? Да, в компьютерных играх, зависаниях в телефоне, общении с ровесниками, чтобы побыть тем, кем ему и положено - просто ребёнком. Там его тоже оценивают, но с этой оценкой справиться можно, а с родительской оценкой - практически нет. Взрослым людям неприятно, когда пожилые родители им напоминают, чего не достигли, где не справились, а детям тем более трудно оставаться равнодушными. Из чувства самосохранения дети будут искать психологическое убежище.

яндекс картинки
яндекс картинки

Школа - организация, в которой тебя всё время оценивают. Оценка - норма всего. А ещё дома оценивают. Выжить бы, на учёбу сил уже не хватает. Если дома родителям удалось создать и поддерживать безопасную психологическую среду, самим дорасти до мысли, что учёба - это не вся жизнь, а лишь часть жизни - и детям эту мысль объяснить, то стрессов у всех будет меньше, а успехов больше.

Вспомним классическое колесо баланса, обычно это 8-12 секторов, сфер жизни. Если один только сектор ( школа) выпирает, а другие проседают, получаем психологического инвалида.

Ещё один фактор, влияющий на успешность в учёбе - потребность в принадлежности.

С кем я объединяюсь? Как сами родители говорят о школе? В их воспоминаниях это кромешный ад, или что-то светлое, умилительно-трогательное? Любые перекосы опасны. Если школа возносится на пьедестал, учителя - святые люди, знания - это главное, без знаний ты никто, то уже не ребёнок оказывается на первом месте, а убеждение о том, что первое место принадлежит учёбе. Так же пагубно для детской психики, когда родители обесценивают знания, плохо отзываются о педагогах и требованиях учебной программы, открыто демонстрируют своё недовольство. А ребёнку важно присоединиться, чтобы не быть отвергнутым. Он неосознанно присоединяется к мнению взрослых, пока у него не появится своё.

Лучшее отношение к школе родителей - нейтральное. Фокус внимания пусть будет на ребёнке,его потребностях. Если дитять стал вялым, неохотно просыпается по утрам, меньше успевает, то логично уменьшить нагрузку и простить эту несчастную тройку, главное - восстановить здоровье.

Если ребёнок принят в своей семье безусловно, с любыми учебными результатами, появляется желание развиваться.

По умолчанию мы все стремимся к жизни, к развитию. Это потребность любого живого организма. Для человека естественно искать, где и с кем ему интересно. Если родители будут поощрять увлечения ребёнка, а не навязывать ему свои представления о том, что английский язык и плавание всегда в жизни пригодятся, им не придётся тащить на своей воле детей в учёбе.

Если Вы, а не ребёнок, решили, что нужно дополнительно заниматься английским, то это Ваша обязанность, а не ребёнка, его туда возить, потом с ним дома учить. И не перекладывайте ответственность на ребёнка, что он не полюбил занятия, он их изначально не выбирал для себя. Если педагог станет авторитетом для ребёнка, занятия понравятся, то домашние задания он будет выполнять на своей энергии, а не Вашей.

Школа ценна не оценками и суммой знаний, а тем, что тренирует навык учиться.

Вот его мы, как родители, и контролируем в первую очередь. Насколько ребёнок умеет сам находить информацию, как ориентируется в учебнике и атласах, как эту информацию систематизирует или только пользуется хорошей памятью: слышал, значит знаю, а не слышал, мы этого не проходили. Базовые (автоматические) навыки нужны всем людям. Чтение, письмо, счёт - навыки, а всё остальное - научиться учиться. И найти своё место в школе, потому что находиться на нём нужно будет несколько лет. Пусть ребёнку будет комфортно в школе, чтобы не было страха перед новыми предметами, необходимости избегать педагогов, выживать среди сверстников.