Найти тему
Издательство "Гангут"

Доклады командующего Черноморским флотом

Александр Иванович Шейковский
Александр Иванович Шейковский

Сборник предлагает вниманию своих читателей два интересных документа, хранящихся в фондах Российского Государственного
Архива Военно­морского флота и относящихся к командующему
красным Черноморским флотом периода Гражданской войны
1918–1920 годов А. И. Шейковскому.
Первый из них, помещенный в этом выпуске сборника, — доклад
А. И. Шейковского, сделанный правительству Советской Украины
в мае 1919 года, о его деятельности на посту командующего флотом
с момента назначения. В нем содержатся малоизвестные подробности, касающиеся не только флотских вопросов, но и общей обстановки на юге Украины, в причерноморских городах, имевших непосредственное отношение к Черноморскому флоту — Николаеве, Одессе
и Севастополе, в частности, в 1919 году.
Александр Иванович Шейковский родился 21 октября 1880 года
и 30 января следующего года был крещен в петербургской церкви
Входа Господня в Иерусалим у Лиговского канала.
Его отец, Иван Иванович Шейковский (1836–1897), происходил из обер­офицерских детей и сумел выслужиться по интендантской части военного ведомства, получив чин действительного статского советника. Александр в 1899 году поступил в младший специальный класс Морского кадетского корпуса и в 1902 году окончил это учебное заведение одним из первых по успеваемости.
8 сентября 1902 года молодой мичман в качестве вахтенного начальника вступил на палубу новенького крейсера II ранга «Новик»,
на котором ему предстоял путь на Дальний Восток. После того как
в январе 1903 года в Джибути по болезни был списан штурман лейтенант Л. П. Екимов, на его место назначили А. И. Шейковского, который успешно, с небольшим перерывом, исполнял сложные обязанности до августа следующего года.

На «Новике» в период обороны Порт-­Артура он принял участие во многих боях и походах, в том числе в попытке прорыва во Владивосток вокруг Японии и в последней схватке с японским крейсером «Цусима»
у берегов Сахалина 7 августа 1904 года.
«За отличие в делах против японцев» А. И. Шейковский был досрочно произведен в лейтенанты (29 ноября 1904 г.) и награжден четырьмя боевыми орденами, в том числе Св. Владимира 4-­й ст. с мечами
и бантом. Значительная часть дальнейшей службы Александра Ивановича прошла в Морском корпусе, где он с 4 ноября 1906 года являлся младшим, а с 17 июня 1910 по 7 января 1913 — старшим отделенным начальником, с января 1913 года — старшим офицером учебного судна «Воин» и младшим отделенным начальником,
с 25 августа 1914 года — вновь старшим отделенным начальником,
а с 18 мая следующего года — ротным командиром. В 1915 году
А. И. Шейковский — начальник дивизиона учебных судов Морского корпуса и одновременно командир учебного судна «Муссон».
Следует заметить, что воспитанники корпуса того времени негативно относились к его «придиркам» и видели в нем склонность
к «сыску», хотя и ценили им составленный и изданный 1914 году курс навигации.
В феврале 1916 года капитан 2 ранга А. И. Шейковский вернулся
на флот, получив назначение на должность флагманского штурмана штаба начальника Отдельного отряда судов особого назначения.
28 июня 1917 года он произведен в капитаны 1 ранга, а 4 июля назначен командиром входившего в состав Флотилии Северного Ледовитого океана крейсера «Аскольд». В апреле — июле 1919 года он командовал красным Черноморским флотом, после чего перешел на сторону белых. В 1920 году (по ряду данных, до августа месяца) эвакуировался
в Константинополь, где и доживал свой век, владея лавкой. Скончался
9 июля 1933 года (по другим данным, в 1935 г. во Франции).
При подготовке к публикации текст документа приведен
в соответствие с современными нормами орфографии и пунктуации
с сохранением географических названий, бытующих на момент описания событий.

Солдаты французских оккупационных войск в Одессе. 1918 год
Солдаты французских оккупационных войск в Одессе. 1918 год


Доклад командующего Черноморским флотом товарища Шейковского
Киев 27 мая 1919 года

Как раз когда я был назначен командующим флотом, в Николаеве появился экипаж, цель которого для меня была совершенно неясна и, видя легкомысленное отношение к его формированию, я и на деле убедился, что этот экипаж не отвечает никаким надеждам, так как я не видел чего-нибудь, что могло бы быть ему поручено.
Пробывши около недели в Николаеве и едва успевши начать налаживание работы, я получил сообщение о падении Одессы и тотчас же отправился туда, где застал все части флота в ужаснейшем состоянии, так как все выехали и части флота расхватывались и помещения занимались различными учреждениями, никакого отношения к морскому ведомству не имевшими. Тут вся работа была направлена главным образом на то, чтобы выделить транспорт. Этот вопрос требует особого рассмотрения. Все это пришлось подчинить командующему флотом, все части получили ту организацию, которая должна была там быть, лишние части были расформированы в очень большом количестве, и когда работа несколько наладилась, я отравился в Николаев
[для] продолжения начатой работы, но вскоре по прибытии туда, [при]шлось ехать в Севастополь, чтобы там
не получилось то
[го же,] что было в Одессе с уводом и истреблением судов фр[анцузами]. Я вел переговоры с французами в Одессе и мне
их
[точка] зрения ясна, и потому я стремился в Севастополь, чт[обы] [пре]дупредить увод и истребление французами судов и п[одводных] лодок. Когда я приехал туда, то увидел, что местный [ревком] находился
в панике, боясь обстрела города артиллерией. От ревкома дано распоряжение, что в виду того, что союзники
[раз]рушить город, не чинить им никаких препятствий [рас]хищали порт, взрывали мины, уничтожали замки орудий самым искуснейшим и утонченном образом радио-теле[?] [?]ружения и этому не чинилось препятствий. Я приехал в Севастополь
как раз в тот день, накануне которого подводные лодки были выведены
в море, взорваны и потоплены. Их поднять можно, но они никуда больше не годны. Затопили пять подводных лодок, часть судов была уведена добровольцами. Были уведены:
[крейсер] «Кагул», [эсминцы] «Пылкий», «Поспешный», [подводная лодка] «Буревестник» и др., транспорта, быстроходные катера и т. д. До моего приезда были произведены взрывы [линейных кораблей] «Пантелеймона», «Трех Святителей», «Евстафия»,
«12 Апост
[олов]» и др.

Там находился некий неизвестный мне по фамилии Горлинский, который руководил взрывами этих судов. Я поехал с начальником особого отдела, чтобы задержать уход судов и предупредить, чтобы их не взрывали,
а оставили здесь и, принеся известную повинную, по крайней мере, сохранили суда для Советской республики, но этого мы не могли выполнить, потому что все уже к тому времени ушли оттуда. Было
отдано распоряжение об аресте Горлинского, но он все время находился
на французских судах и ездил только на французских катерах. Все эти суда могут быть приведены в надлежащий вид, но это не может иметь большого значения, потому что пушки на них без замков, и только замки
с орудий «Евстафия» были спрятаны и он может быть приведен в короткий срок в надлежащий вид.
В порту я застал большие запасы различных материалов, в том числе
и уголь и такие предметы, без которых наше подводное плавание здесь даже не могло бы существовать. Уголь этот очень сильно расхищался
и расходовался в месяц до 60 т
[ыс.] пудов, а весь запас был 180 т[ыс.] пудов. Пришлось остановить трамвайное движение и прекратить подачу электрического тока в частные дома и таким образом сократить расход
до 40 тысяч пуд. в месяц. Остаток угля в настоящее время доходит до 70 тысяч пудов.
Когда я туда ехал, я услышал, что там оперирует армия Дыбенко, которого предполагают там сделать главным соуправителем. Я ездил на позицию, чтобы выяснить положение дел, но мне открыто ничего сказано не было. Но слух о том, что будет военно-морской комиссар, начал распространяться больше и больше, и когда приехал Каменев, я обратился к нему и он сказал, что никакого военно-морского комиссариата не было и не может быть и что если организуется правительство, то только для того, чтобы показать, что тут идет полное самоопределение, чтобы Турция могла на это базироваться...
Продолжение статьи о докладах командующего Черноморским флотом читайте позднее на нашем канале или в сборнике "Гангут №61" (2011 г.)

© А.И. Шейковский
Перед Вами фрагмент статьи из сборника "Гангут №61"/2011
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!