Найти в Дзене
КУЛЬТУРА.РФ

5 известных портретов из Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Оглавление

Владимиро-Суздальский музей-заповедник — один из крупнейших культурных центров России. В него входят 64 экспозиции из Владимира, Суздаля и Гусь-Хрустального, а это 10 выставочных залов и 73 памятника архитектуры. В их числе — коллекция классической живописи, предметы древнерусского искусства, а также нумизматика и археологические находки.

Мы выбрали пять портретов из постоянной экспозиции «Русское искусство XVIII — начала XX века». Узнайте, сколько вариантов картины «За прошивками» создал Василий Тропинин, какой новаторский способ использовал Петр Кончаловский в портрете брата и работа какого западного мастера послужила прототипом к парсуне, на которой изображен царевич Алексей Петрович.

Петр Кончаловский. Портрет Д.П. Кончаловского

Полотно «Портрет Д.П. Кончаловского» относится к раннему периоду творчества художника Петра Кончаловского. Он написал его в 1909 году еще до открытия первой выставки авангардистов «Бубновый валет». На картине Кончаловский изобразил своего младшего брата Дмитрия.

Дмитрий Кончаловский — выпускник историко-филологического факультета Московского университета. Он стажировался в Берлине, а потом преподавал историю в альма-матер и на Московских высших женских курсах. Во время Первой мировой войны Кончаловский-младший участвовал в боевых действиях. После революции он переводил работы Карла Маркса и Фридриха Энгельса, а также вел уроки немецкого языка и латыни во многих вузах Центральной России. Накануне Великой Отечественной войны Дмитрий Кончаловский эмигрировал в Германию, а в конце 1940-х годов перебрался в Париж к сестре.

При работе над портретом брата Петр Кончаловский обращался к приемам, по которым позже отличали живопись авангарда. Художник использовал неестественные оттенки, а также нарочно изображал разные части тела крупными или непропорционально маленькими.

Владимир Маковский. Портрет академика И.И. Янжула

-2

Нестандартное решение для портрета выбрал и художник Владимир Маковский. Он изобразил на картине академика Ивана Янжула во время чтения. Часто людей такого статуса на рубеже XIX–XX веков писали в парадных костюмах и в официальной обстановке. Но профессор, можно сказать, не позировал художнику: он был одет в обычную одежду, читал свою книгу в любимом кресле и даже не обращал внимания на то, что пишут его портрет. Маковский специально сохранил естественную для ученого обстановку, чтобы показать его таким, каким он был в жизни.

Иван Янжул происходил из малороссийского дворянского рода. Он рано лишился родителей и во время учебы в университете ему пришлось заботиться о сестрах. Янжул быстро добился успехов в науке: его экономические труды до сих пор актуальны. Сначала он читал лекции в Московском университете, но, когда его удостоили звания академика Петербургской Академии наук, отправился в Санкт-Петербург.

В столице Иван Янжул и познакомился с Владимиром Маковским. Художник в это время работал ректором Академии художеств. У них были одинаковые убеждения, и они быстро нашли общий язык.

Василий Тропинин. «За прошивками»

-3

Художник Василий Тропинин создал портрет «За прошивками» в 1830 году. На нем изображена молодая женщина, которая на мгновение отвлеклась от рукоделия. У работы существует еще два варианта, они находятся в музее Новгорода и Ханты-Мансийска. На всех трех картинах вышивальщица одета в разные наряды. На портрете из экспозиции Владимиро-Суздальского музея-заповедника она позирует в простом платье.

В том же 1830 году Тропинин продемонстрировал портрет публике. На счету художника уже были две работы на схожую тему: «Кружевница», которая сегодня хранится в Музее В.А. Тропинина, и «Золотошвейка» — ее можно увидеть в Национальной галерее Республики Коми. В картине «За прошивками» зрители и критики отметили, что внутри портрета находится и самостоятельный натюрморт, настолько искусно Василий Тропинин прописал предметы для вышивания. Однако он также точно изобразил и остальные детали: блеск платья, нитки на красном платке, булавки и наперстки. Для достижения переливчатых оттенков мастер использовал плотную фактуру красочного слоя и лессировки — техники нанесения полупрозрачных красок на основной цвет.

Неизвестный художник. Портрет царевича Алексея Петровича

-4

Портрет царевича Алексея Петровича создал неизвестный художник первой половины XVIII века. Еще до Октябрьской революции полотно привез купец Русаков из Сибири и передал его музею Владимирской ученой архивной комиссии.

Портрет относится к парсунному виду, то есть произведение написано в переходном периоде от иконописи к светской портретной живописи. Исследователи увидели в этой работе сходство с картиной немецкого придворного художника Иоганна Готфрида Таннауэра, который написал портрет Алексея Петровича в 1710-х годах.

Наследник престола родился в первом браке Петра I с Евдокией Лопухиной. Он учился в Дрездене, много ездил по Европе. По настоянию отца женился на немецкой принцессе Шарлотте Кристине Софии Брауншвейг-Вольфенбюттельской, которая родила ему двоих детей. Однако вскоре между Алексеем Петровичем и императором возникло недопонимание. В 1716 году царевич тайно эмигрировал в Вену, но вскоре Петр I потребовал, чтобы сын вернулся в Россию. На родине наследника взяли под стражу и обвинили в государственной измене, она каралась смертной казнью. В 1718 году царевич умер в Петропавловской крепости.

Евгений Соколов. «Балерина»

-5

В 1907 году театральный художник Евгений Соколов написал портрет балерины. На холсте он запечатлел веселую танцовщицу, которая позировала ему перед выступлением. Соколов работал в технике a la prima, что в переводе означает «в один присест». Всего один сеанс понадобился автору — он даже не ждал, пока высохнет краска. Художник намеренно наносил объемные мазки друг на друга, чтобы добиться объема и декоративности полотна. Современные специалисты до сих пор не знают, как картина попала в музей. На обороте холста осталась лишь подпись: «Евген. Соколовъ 1907 год».

Евгений Соколов начинал как художник декораций и эскизов костюмов для театра. Позже он присоединился к участникам кружка московского мецената Владимира Шмаровина. Со временем Соколов проявил себя как яркий иллюстратор: его рисунки публиковали сатирические журналы «Будильник» и «Волынка». Иллюстрации к сказке «Конек-горбунок» Петра Ершова стали одной из самых известных работ Соколова. Незадолго до смерти он обновил цикл рисунков, но его так и не опубликовали, сегодня 42 листа можно увидеть в Государственном литературном музее.

Автор: Ирина Малахова