18 апреля на сайте мэра столицы Сергея Собянина, появилось сообщение, что в Москве потерять работу из-за приостановки деятельности в России иностранных компаний могут порядка 200 тыс. человек. Мэрия чем может, тем поможет. Речь идёт о программе поддержки уволенных граждан стоимостью 3,3 млрд.руб.
На что собираются потратить эти деньги?
В сообщении говориться о трудоустройстве 58 тыс. человек на временных общественных работах, а именно, в центрах госуслуг «Мои документы» (работа с архивами), летних павильонах «Здоровая Москва», парках и других организациях.
Будем считать, что все 58 тыс. устроятся (временно) глотать пыль перебирая бумаги в затхлых помещениях архивов, либо напротив, будут эту пыль глотать, но уже на свежем воздухе, подметая, вместо выходцев из Средней Азии, парки и скверы столицы.
Но куда денутся остальные 140 тыс. Судя по параметрам программы, пыли на всех не хватит.
Если бы только Москва, но нет - вся Россия. Поехали…
Stellantis, компания, владеющая брендами Citroën, Opel и Peugeot, приняла решение приостановить производство автомобилей на заводе в Калуге.
Компания Procter & Gamble объявила, что ей придётся уйти с российского рынка из-за проблем с переводами денежных средств, возникшими из-за ограничений, наложенных на финансовые организации, а также из-за сложностей с поставками. В России у компании около 2,5 тысячи сотрудников.
Кроме того, в ближайшее время к ним могут добавиться, как минимум 188 тысяч сотрудников зарубежных компаний - всех этих McDonald's и Renault, ушедших из России, но которым всё ещё выплачивается зарплата. Именно такое количество «одной ногой в безработице» насчитала Financial Times. Ушедшие компании вряд ли вернутся в страну в ближайшие пять лет, и вероятнее всего, уже вскоре, может последовать увольнение и этого персонала, считают эксперты издания.
Наши не отстают.
Сокращения могут затронуть до 20% персонала Ozon, а всего в компании работает более 45 тысяч человек.
С конца февраля спрос на российский тарный картон, используемый для производства упаковки, снизился на 25–30%. Отрасль упаковки будет вынуждена уволить тысячи работников.
Есть не совсем уволенные. Есть лица с неполной занятостью или находящиеся в вынужденном простое, с частичным сохранением заработной платы.
Таких в России в середине апреля насчитывалось около 98 тыс., что в 2,5 раза больше начала марта. Ещё около 50 тыс. работников заявлены к увольнению - сообщил замглавы Минтруда Андрей Пудов.
Вот еще. HeadHunter сообщает, число вакансий уменьшилось на 44%, а число резюме, наоборот, увеличилось на 11%.
Ну и так далее. Всю эту информацию нетрудно найти, задав в поисковике слово «безработица в России» - и тут же выдаётся вал сообщений такого рода.
Применительно к недвижимости, объяснять не надо, о чём речь – о безработице и падении спроса на жильё.
Если вы думаете, я про ипотечные долги сокращённых бедолаг, спешу сообщить – не тут-то было. Вообще не о том. Тревогу, что на рынок хлынут квартиры потерявших работу, потенциально уволенных, временно не уволенных, но судьба которых предрешена, находящихся в простое, среди которых немало ипотечников, не разделяю.
Правительство угрозу оперативно купировало, приняв постановление о кредитных каникулах, которые позволят снизить или полностью отменить ежемесячные платежи по кредитам заёмщикам, столкнувшимся с существенным снижением доходов на срок до 6 месяцев.
Это позволит гражданам, потерявшим место работы, найти замену и возобновить выплаты, но чуть позже. Банки, практически не пострадают, по таким кредитам не нужно будет формировать дополнительных резервов, а значит выдача новых займов не упадёт. Ну и совсем это не затронет застройщиков – квартиру они продали и кредитные деньги уже получили в полном объёме.
Так что со стороны уволенных, как минимум до конца года, неприятности ждать не приходится. Вообще, не тема.
Но я-то говорю о реальной проблеме, той, которая будет создавать неприятности застройщикам прямо сейчас, а не когда-то потом. В чём она заключается?
Первая – самая очевидная. Среди этих сотен тысяч (уже называется цифра до 2 млн. к концу года) были граждане, которые хотели, но ещё не успели купить квартиру, с ипотекой или без. Вот их то не станет. Квартира в новостройке для них остаётся лишь в мечтах. Застройщики их потеряли.
Если же речь идёт об увольнении не в связи с прекращением деятельности предприятия, а лишь с сокращением персонала, их коллеги по работе, не уволенные, но напуганные такой перспективой, десять раз подумают, и придут, в итоге к выводу, о неактуальности темы с новым жильём – а вдруг они разделят участь товарищей по работе.
Уволенные имеют друзей, родственников, информация быстро распространится в кругу близких людей, те расскажут знакомым, и пошло-поехало.
Масштабы сокращений таковы, что не через одно, так через два колена все будут знать о таких случаях, и многие из нас будут примерять эту одёжку на себе. Про тюрьму не вспоминаем, но от сумы зарекаться в такое время точно не нужно.
Так вот, я про общую атмосферу, наступающую в стране. Она совсем не благоприятствует мыслям у населения о покупке жилья, особенно, в кредит. В результате, падение продаж и тоска у строителей. Не потом - уже.
Вот где главная засада для застройщиков - мрачная атмосфера.
У всех!
✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅
(* Прим. Предлагаю площадку канала, как платформу для всех желающих, которым есть что сказать по теме взаимоотношений дольщиков и застройщиков, а также вообще, о ситуации на рынке жилья).
КРИК
1893, картон, масло, темпера, 91x73.5 см
Эдвард Мунк
Национальная галерея, Осло, Норвегия
📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩
Последние публикации канала:
📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩