Георг Хендрик Брайтнер считал, что своими картинами, моделями для которых служили люди из бедных кварталов: рабочие, служанки, докеры, домохозяйки, идущие с рынка в развевающихся на ветру фартуках, мастеровые, он создает историю.
В письме от 1882 года к меценату, торговцу зерном Адриану Питеру ван Столку, есть строки: «…Сам я буду изображать людей на улицах и в домах, которые они построили. Жизнь превыше всего, я постараюсь быть «народным художником» (Le peintre du peuple), потому что хочу им быть. Я буду рисовать историю в самом широком смысле. Рынок, набережная, река, солдаты под палящим солнцем или в снегу…».
Брайтнера причисляют к импрессионистам, хотя картины его не кажутся легкими, воздушными, солнечными. Напротив, он предпочитал унылую, дождливую погоду, торопливо шагающих по улицам людей, пытающихся быстрее укрыться от непогоды.
Даже сейчас, когда погода в Амстердаме портится, горожане говорят: «Echt Breitnerweer» (брайтнерова погода).
Да и состоятельным он стал далеко не сразу. Денег вечно не хватало для того, чтобы нанять красивую натурщицу.
Однако на покупку камеры деньги нашлись. Брайтнер стал одним из немногих художников того времени, кто пользовался фотографиями вместо этюдов.
Ситуация со временем выправилась. Одну из его картин приобрел Рейксмузеум, зрителей приводили в восторг мрачноватые пейзажи, потому что художник « виртуозно вкладывал поэзию в повседневную жизнь».
Уже в 1893 году Брайтнер воодушевленно писал своему коллеге Герману ван дер Виле: «Сейчас у меня поистине море моделей…».
Одной из них стала девочка по имени Гизье Квак.
Гезина (Гизье Квак), дочь шкипера и горничной, была в семье третьей из шести детей. Когда Гизье было три года, семья переехала из Заандама в Амстердам. В то время Ян Квак уже часто болел, он был вынужден оставить море, и работал от случая к случаю.
В феврале 1893 года Гизье, которой исполнилось 15 лет, переехала к своей старшей сестре Анне. Анна трудилась в одной из швейных мастерских в рабочем квартале, и пристроила туда же сестру.
Точно неизвестно, при каких обстоятельствах встретились художник и его модель. Но, скорее всего, Гизье сразу привлекла его внимание – молодостью, хрупкостью, на удивление узким и бледным лицом, большими глазами.
Почему она начала позировать для Брайтнера? Моделями в то время становились в основном женщины легкого поведения. Скорее всего, ей нужны были деньги, чтобы заплатить за квартиру или еду. Или привлекло то, что Брайтнер писал ее в дорогих, изысканных кимоно.
Брайтнера в то время очаровал «японизм». Он собирал японские гравюры на дереве, в 1892 году побывал на выставке таких гравюр в Гааге. Повальное увлечение Японией повлияло и на других голландских художников, таких как Винсент Ван Гог и Флорис Верстер.
Тогда же он приобрел несколько ярких японских кимоно, причем и с длинными рукавами (в Японии их носят молодые девушки), и с короткими (одежда замужних японок). Купил он и пару складных ширм, которые установил в своей мастерской. Помимо того, что они выглядели экзотично, можно было прикрыть беспорядок жилища одинокого человека во время сеансов.
Он много раз фотографировал ткань, саму Гизье, чтобы определить самые красивые композиции. Но ограничился в своих работах использованием лишь японских предметов и мотивов, вероятно, из-за их экзотического очарования.
Для Брайтнера важнее было лицо Гизье. По словам одного из критиков он словно «ищет модель с неуправляемым лицом».
К сожалению, Брайтнер мало писал о работе с Гизье, Но обмолвился, когда изменил детали одной из картин: «Когда пришла моя модель, перемена так поразила ее, что она сказала: «Эй, господин, теперь картина получилась прекрасной». Для Гизье он всегда был лишь «господином художником».
«Девушки в кимоно» продавались плохо, плохими были и первоначальные отзывы в прессе. Критики писали о «женщинах подозрительной внешности и беззастенчивого поведения, с изуродованными кистями рук». Но коллеги-художники сравнивали Брайтнера с Вермеером из-за их «чистоты».
Что же, судить и вам.
Гизье вслед за сестрой уехала в Южную Африку, где, во время Второй англо-бурской войны, в городе, осажденном британскими войсками, умерла от тифа. Ей было 22 года.
Георг Хендрик Брайтнер (1857-1923) родился в Роттердаме. Учился живописи в Королевской академии художеств в Гааге.
Импрессионист, но его стиль находился и под влиянием натурализма, чему поспособствовал преподаватель, художник Виллем Марис.
Обложка: "Девушка в белом кимоно" Масло, холст. Источник:https://www.catherinelarosepoesiaearte.com/2022/01/george-hendrik-breitner-1857-1923-kimono.html
В названии цитируется дневник Сэй-Сёнагон "Записки у изголовья".
Каналы, которые просматриваю с большим удовольствием:
Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.