@Сергей Каптерев
14 мая 1998 года вышел финальный эпизод культового сериала. «Сайнфелд» (Seinfeld), который в самом начале назывался «Хроники Сайнфелда», а потом—«Шоу Джерри Сайнфелда» многие склоны считать прелюдией к "Друзьям". Лаконичность последнего названия сериала, известного всей Америке, связана с ростом известности игравшего одну из центральных ролей комика.
История сериала началась в 1989 году, в то время когда Нью-Йорк еще не оправился от репутации исписанного граффити неблагополучного центра урбанизма, где рождаются драматические истории. Облик тогдашнего города был недавно восстановлен Филиппсом в «Джокере» со ссылками на фильмы Мартина Скорсезе, «Воинов» Джорджа Хилла, «Французского связного» Уильяма Фридкина.
Кстати, «Джокер» Филипса как бы стал игровым продолжением документальных «городских киносимфоний» 1920-х годов: мы увидели город, который настолько далек от теперешних нас, что стал таинственным символом героической анархии.
«Сайнфелд» — это история друзей, не связанных работой, частично связанных романтическими отношениями (так, главный герой был в прошлом связан с героиней сериала кратким романом), но в принципе связанных только соседской дружбой.
Основная география «Сайнфелда» определяется манхэттенским районом Верхний Вест-Сайд.
Выделена достаточно сильно этническая составляющая: среда Джерри Сайнфелда — это либеральная еврейская среда. Но здесь мы наблюдаем не утверждающий либерализм современных борцов за чистоту воздуха и другую моральную чистоту, а либерализм игры с моралью — игры, участники которой руководствуются по-хорошему циничным отношением ко всему, что происходит вокруг. Отличный задел для комедии и поэтому в течение почти десяти лет проект разрабатывался сценаристами, одним из которых был сам Джерри Сайнфелд— классический герой американской культуры времени первого показа сериала, и его приятели — невротичные люди с сомнением, но, в конце концов, уверенно живущие в своем мире.
Нью-Йорк показан в «Сайнфелде» в основном двумя локациями: квартирой Джерри и иногда граничащей с нею лестничной клеткой и квартирой напротив; и местом, где герои сериала проводят время за ритуальной едой,— кафе на 112-й улице, которое упоминается в не менее популярной, чем «Сайнфелд», песне Сюзанны Веги 1982 года Tom's Diner
В отличии от, например, «личного пространства открытых просторов», через которое метафизически движутся персонажи вестернов, клаустрофобичные пространства «Сайнфелда» перенаселены мало учитывающими потребности друг друга индивидуумами и абсурдными историями. На утверждение о том, что «в кино вопрос пространства — настойчиво актуален», создатели «Сайнфелда» положительно отвечают на протяжении сериала.
Подобные «Сайнфелду», но иные по атмосфере, локации стали важными и для сериала «Друзья», который был выпущен телекомпанией «Эн-би-си» как версия и мутация «Сайнфелда»: вмещающие развитие отношений молодых героев «Друзей» две квартиры на одной лестничной клетке и кафе неподалеку, где они проводят время. В обоих сериалах есть и улица, есть и другие квартиры, где показаны личные и не всегда романтичные отношения между героями и другими — часто случайными — персонажами. Но именно эти два, привязанные к интерьерам, сериала стали реабилитацией большого Нью-Йорка, который до этого в сознании не ньюйоркцев ассоциировался с эксцессами городского неблагополучия.
Нью-Йорк в «Сайнфелде» показан через идиосинкразии людей далеких от остальной Америки — личностей без особых занятий и особых интересов; индивидуумов, которые вольно или невольно превращали все в смех. Часто герои сериала подвергались моральному наказанию (вызывавшему, конечно, зрительский смех), но это не мешало им продолжать привычную для них жизнь.
Нью-Йорк «Сайнфелда» — это город, не похожий на остальную Америку и не похожий ни на что в мире. Термин локализация важен для понимания того, почему ситком не смогли в полной мере принять другие страны: слишком большие сложности перевода, слишком много вынужденных объяснений специфических культурных ситуаций и шуток. Таким образом, для «остального» мира «Сайнфелд» — сугубо американский сериал, а для американцев — посвящение нью-йоркской городской субкультуре (согласно поговорке «Есть Америка и есть Нью-Йорк»).
Когда в Россию был продан криминальный сериал «Клан Сопрано» (в США его премьера состоялась в 1999 году), насколько известно автору, велись переговоры и о том, чтобы показать «Сайнфелда». Не получилось: привить этот сериал российской зрительской аудитории было нелегко.
В 1994 году «Эн-би-си» запускает новый сериал «Друзья», которые должны были выражать другую идеологию.
Подробнее см в журнале
подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить свежих релизов и аналитических материалов от медиаэкспертов
#ситком #сайнфелд
#сериал друзья #образ Нью-Йорка в кино