Найти тему
Древности нашей ойкумены

Приключения бронзовой статуи римского императора Требониана Галла

Мы любим рассказывать истории не только археологических находок, но и музейных экспонатов. Наука развивается, и все новые методы исследований позволяют ученым заглянуть далеко в прошлое.

Большая бронзовая статуя римского императора III века Требониана Галла сейчас находится в коллекции американского музея Метрополитен в Нью-Йорке. Однако прежде она принадлежала Николаю Никитичу Демидову – российскому посланнику в великом герцогстве Тосканском.

Вот как рассказывает историю скитания статуи от момента находки в Риме до обретения её Метрополитен-музеем историк-искусствовед, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа Олег Неверов (Скульптурное собрание Демидовых // Наше наследие. 2003. № 66. С. 61-64):

«Наиболее интересная часть собрания Н.Н. Демидова – портретные статуи римских императоров. […] Разноречивые сведения сопровождали находку одной из интереснейших скульптур коллекции. Это – редкая бронзовая статуя императора, считавшаяся в свое время то портретом Мария, то Юлия Цезаря, то изображением Гальбы. Ныне в ней видят представителя «эпохи солдатских императоров» III века – Требониана Галла (Музей Метрополитен, Нью-Йорк).

Статуя впервые была опубликована в 1849 году в Петербурге. Автор ее описания, архитектор О. Монферран, сообщает следующее:

«В юности, когда я учился в Риме, одно важное лицо русского двора добилось от его святейшества папы Пия VII разрешения провести на свой счет раскопки в винограднике, расположенном недалеко от собора Святого Иоанна Латеранского. Множество статуй было результатом этих раскопок... Они продолжались два года, и стоимость их превышала 100 000 пиастров. После столь больших расходов господин Н.Н. Д(емидов) решил, что следует прервать исследование... Наша статуя, найденная при этих раскопках, была скинута с пьедестала и лежала в кусках, погребенная под руинами зала, центр которого она некогда занимала. Так как следовало опасаться, чтобы она не привлекла внимание администрации папских музеев, и чтобы ее важность не вызвала желания приобрести ее, куски были тотчас же упакованы и отосланы во Флоренцию, где из-за отсутствия ее законного владельца она оставалась еще много лет...» (Мontferrand А. Jules César, Statue antique en bronze faisant partie de la collection de Mr de Montferrand. SPbg, 1849. P.9. ff.).

В письмах художественного агента баварского кронпринца Людвига сохранились несколько иные сведения: в 1820 году князь Станислав Понятовский, племянник покойного польского короля, решает покинуть Рим. Колоссальный бронзовый бюст «Мария» (агент Людвига считает его «Гальбою») предназначен к продаже за 3000 скуди, кронпринц давал лишь 500. Тогда Понятовский

«взял Гальбу с собой во Флоренцию, где позже он попал в руки князя Демидова и оттуда переехал в Санкт-Петербург» (Urlichs L. Die Glyptothek Königs Lüdwig I. München, 1867. S.84.).
-2

У исследователя ХХ века разногласия эти вызвали скептическое заключение:

«Рассказы об обстоятельствах его находки немного подозрительны, и сомнительно, базируется ли вся история на фактах…» (Metropoltain Museum Bulletin. 1905. November. Р.124.).

После смерти Н. Демидова его младший сын Павел становится обладателем скульптурного собрания и редкой бронзовой статуи. Когда он умирает (в 1840 году), его вдова, А.К. Демидова, приказывает удалить из парадных апартаментов особняка несколько «нецеломудренную» в ее античной наготе скульптуру. Монферран, строитель особняка Демидовых (Б. Морская, 43), видит ее чуть ли не на чердаке и просит старшего брата умершего, Анатолия, уступить статую ему. Из письма, посланного последним из Флоренции, видно, что редкая бронзовая скульптура вызывала у знатоков сомнения:

«Мне не нужно большего, чем уверенность в подлинности этого шедевра, и коль скоро это установлено, я даже аплодирую этому, так как именно я получаю удовольствие прибавить его к Вашей коллекции» (М А. Op. cit. P.24.).

Монферран собирался уступить статую «одному из прекраснейших музеев Европы», как он не без лести называл Новый Эрмитаж Николая I, но после его смерти вдова архитектора увезла ее в Париж, и в 1896 году новый владелец продает скульптуру представителям Нью-Йоркского музея».

-3

Вот таким образом статуя императора попала в США. А ведь могла бы украшать собой коллекцию Эрмитажа.

Теперь, познакомившись с ее историей, мы можем внимательно осмотреть и саму статую. Она одна из немногих почти полных римских бронзовых статуй III века (251-253 гг.), дошедших до наших дней. Высота статуи – 241,5 см.

Хотя весьма идеализированное тело императора кажется непропорционально большим относительно головы, несомненно, оба они подлинные и принадлежат друг другу. Голова же, согласно принятым тогда нормам, скорее всего, портретно достоверная.

Однако благодаря тщательному изучению статуи известно, что начиная с её открытия в XIX веке, статуя подверглась нескольким реставрационным кампаниям.

Исследования, сделанные в Метрополитен, свидетельствуют, что три четверти статуи древние. Есть сомнения насчет левой ноги и совершенно точно восстановленной является мантия, которая, реконструирована на месте подобной утраченной в веках.

-5

Руки императора сейчас пусты, но внимательный зритель отметит, что когда-то мастера вложили в них что-то. Но что? Предположительно, в левой руке император держал паразониум – личное оружие, обоюдоострый короткий меч. А правая длань сжимала, по всей видимости, копье. Настоящий солдатский император!

Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.