Появление данного государственного образования на границах Русского государства относят к 1445/1446 г. Наиболее распространенной в историографии версией является, что после смерти Казанского хана Улу-Мухаммеда в конце 1445 г., возможно он был убит своим старшим сыном Махмудом, последний стал ханом Казани. После чего два его брата Касим и Якуб, то ли не видя здесь для себя перспектив, то ли и вовсе спасая свои жизни поступили на службу к Великому князю Московскому Василию II Темному. От него они получили в удел сначала Звенигород, а с 1452 г. Городец Мещерский на Оке (с 1472 г. переименован в Касимов), вокруг которого и стало формироваться Касимовское ханство.
Хотя существуют на этот счет и другие версии. Так Б.Р. Рахимзянов и М.Г. Худяков считают, что выделение удела казанским царевичам являлось одним из условий выкупа Василия II из татарского плена. 7 июля 1445 г. его войска потерпели поражение от казанского войска, которое возглавляли царевичи Махмуд и Якуб, а сам Василий попал в плен. Там он провел три месяца и 1 октября 1445 г. был отпущен за большой выкуп.
Отпустил цесарь Махмет князя великого Василья на Рускую землю и взя на нем окупа двести тысяц рублев, и оное бог весть да оне
И именно в это время в русских землях появляются царевичи Касим и Якуб, которые участвовали в междоусобной борьбе между Василием II и Дмитрием Шемякой, на стороне первого. В связи с чем противники Василия обвиняли его в том что он привел на Русь татар:
Зачем привел татар на Рускую землю и города с волостями отдал им в кормление? Татар и речь их любишь сверх меры, а христиан томишь без милости; золото, серебро и всякое имение отдаешь татарам
Ряд историков также считает, что изначально Касимовское ханство (царство) было независимым от Москвы, они ссылаются на сообщения в летописях о выплате Касимовскому ханству дани, так называемого "выхода" с русских земель. Так про "выход" говорится в договорной грамоте между Василием II и Суздальским князем Иваном Васильевичем:
А з Городца и с твоей вотчины, чем тя есмь пожаловал, имати ми у тебя во царев выход по описи, по людям
О выплате "выхода" Касимовскому ханству наряду с другими татарским государствами также упоминается и в договорной грамоте между Великим князем Московским Иваном III и Дмитровским князем Юрием Ивановичем, датированной 1504 г.:
А выходами, господине, ординские, и в Крым, и в Астрокань, и в Казань, и в Царевичев городок... все татарские проторы давати ми тобе по описи, по людям
Вряд ли конечно Касимовское ханство было полностью независимым от Москвы, но все же ряд признаков самостоятельного государства оно имело. Так господствующей религией здесь был ислам, имелся государственный аппарат, казначейство, институт даругов (сборщиков ясака).
В 1467 г. после смерти Казанского хана Халиля, Иван III попытался посадить на престол своего человека хана Касима и отправил его на Казань со своим войском. Правда поход этот закончился неудачно. Данный эпизод как раз таки свидетельствует о зависимости Касима от Великого князя Московского.
После смерти Касима в 1469 г., ханством управлял его сын Данияр (1469-1486 гг.). Однако он наследников после себя не оставил, единственный его известный сын Каракуча умер еще при жизни отца.
После смерти Данияра, Иван III посадил на ханский престол в Касимов Нур-Девлета (1486-1490 гг.), второго сына Крымского хана Хаджи I Гирея. Который после поражения в борьбе со своим братом Менгли I Гиреем вынужден был покинуть Крым и поступил на службу к Московскому князю.
Вместе с укреплением власти Великих князей Московских во время правления Ивана III и его сына Василия III уменьшалась и самостоятельность Касимовских ханов. Теперь при вступлении на престол они давали клятву на верность Московским князьям, а затем царям. Хотя "выход" продолжал выплачиваться вплоть до середины XVI в.
Изменение статуса Касимовского ханства произошло во время правления Ивана IV Грозного. С 40-х годов XVI в. в Касимове появляются представители центральной московской власти, воеводы и окольничьи, а с 1570 г. и осадные головы. А после взятия Казани в 1452 г., Касимовскому ханству также прекращается выплата "выхода".
В то же самое время существование Касимовского ханства использовалось русскими дипломатами как аргумент на давление могучей Османской империи. Турции не нравилось, что Русское государство присоединило к себе Астраханское и Казанское ханства и поэтому турецкие власти обвинили Москву в притеснении ислама и мусульман. На что русский посол в Стамбуле И.П. Новосильцов ответил турецкому султану Селиму:
Мой государь не есть враг мусульманской веры. Слуга его, Саин-Булат, господствует в Касимове... все они свободно и торжественно славят Магомета в своих мечетях, ибо у нас каждый иноземец живет в своей вере
С Касимовским ханом Саин-Булатом связана одна очень интересная история. В 1573 г. он крестился и получил имя Симеон Бекбулатович. А в 1575 г. Иван IV Грозный отрекся от престола и возвел на царство Симеона Бекбулатовича, который пробыл русским царем 11 месяцев, хотя конечно все рычаги власти оставались у Ивана Грозного. После чего Иван Васильевич вернулся, а Симеона наградил Тверью и титулом Великого князя Тверского. Историки до сих пор спорят, зачем нужен был этот политический "маскарад".
Во время Смуты начала XVII в. касимовские татары в 1608 г. во главе с ханом Ураз-Мухаммадом поддержали самозванца претендующего на Русский престол Лжедмитрия II. Однако после взятия Касимова 1 апреля 1610 г. войсками воеводы Ф.И. Шереметьева, между союзниками начался разлад. Ураз-Мухаммад задумал убить Лжедмитрия II, но тот предупрежденный сыном хана, сам напал на того во время охоты и убил его. В свою очередь за Ураз-Мухаммада отомстил его друг, крещеный татарин князь Петр Урусов, служивший начальником стражи Лжедмитрия II. Он зарубил Лжедмитрия во время прогулки.
Данный эпизод привел к еще большему сворачиванию государственности Касимовского ханства. Так после воцарения в 1613 г. Михаила Федоровича, в 1614 г. Касимовским ханом был назначен сибирский царевич Арслан. Но его власть распространялась лишь на два города Касимов и Елатьма, да и то она была по сути подконтрольной Посольскому приказу. Последней прерогативой касимовских ханов оставались судебные полномочия. При этом хан теперь давал присягу не русскому царю, а касимовскому воеводе.
С 1626 г. ханом становится Сеид-Бурхан, сын Арслана. Однако его власть и вовсе становится лишь номинальной, так как судебные полномочия переходят в ведение воеводы. В 1653 г. он переходит в христианство под именем Василия Арслановича. После его смерти в 1679 г. во главе ханства становится его мать Фатима-Султан, правившая до 1681 г. Вместе с ее кончиной прекращает свое существование и Касимовское ханство.
Изучайте историю и подписывайтесь на канал!!!👍
#история #история российского государства #касимовское ханство #служилые татары #касимов #великое княжество московское #василий ii темный #русское государство #иван грозный #симеон бекбулатович