Найти тему

Андрей Тарковский: Человек, который увидел ангела

Андрей Арсеньевич Тарковский – подлинная легенда отечественного кинематографа. Невозможно переоценить его вклад в мировое киноискусство. «Иваново детство», «Солярис», «Жертвоприношение» и по сей день являются классикой мирового кинематографа, а имя Тарковского-режиссера известно в разных уголках земного шара. Его работы переведены на десятки языков мира. И в сотый раз пересматривая их, мы ловим себя на мысли, что знаем об авторе абсолютно все. Это не удивительно – в каждой из этих лент словно поселилась частичка души Режиссера.

В Ивановской Промышленной области в Юрьевецком районе находилось село Завражье. Именно здесь на Волге 4 апреля 1932 года появился на свет будущий кинорежиссер и сценарист Андрей Тарковский.

Андрей Тарковский в детстве. Фото из открытых источников
Андрей Тарковский в детстве. Фото из открытых источников

Его родителями были выпускники московского Литературного института – известный советский поэт и переводчик Арсений Тарковский и Мария Вишнякова. Когда Андрею исполнилось три года, отец ушел из семьи, оставив жену с двумя детьми – Андреем и дочерью Мариной, которая родилась в 1934 году. Денег катастрофически не хватало, семья жила очень бедно. Временами не на что было купить даже дрова для печки – в деревянной избе постоянно было очень холодно.

«Это было тяжелое время, - вспоминал те годы Андрей Тарковский. Мне всегда не хватало отца. Жизнь была трудной во всех смыслах. Но все же я много получил от жизни. Всем лучшим я обязан матери».

Вскоре с провинциальной жизнью было покончено, семья Тарковских перебралась в столицу. Мария Ивановна нашла работу корректором в Московской типографии. Здесь она трудилась до пенсии.

В 1939 году будущий кинорежиссер поступил в школу №554 в Москве (сегодня это школа №1060). Однако два года спустя началась война, и мать отправила Андрея с сестрой Мариной к родным в Юрьевец. В 1941 году отец Тарковского Арсений Александрович отправился на фронт добровольцем, где после тяжелого ранения лишился ноги.

Арсений Тарковский. Фото из открытых источников
Арсений Тарковский. Фото из открытых источников

В середине войны Тарковские вернулись в столицу. Андрей снова пошел в свою старую школу, где его одноклассником был Андрей Вознесенский – будущий архитектор, художник, один из наиболее известных поэтов-шестидесятников. Естественные и гуманитарные науки никогда не были сильной стороной школьника Тарковского. С куда большим усердием он подходил к дисциплинам художественным. С ранних лет он учился игре на фортепиано, а в четырнадцать лет стал посещать и уроки рисования в школе художественной.

Детские годы классика отечественного кинематографа прошли в Замоскворечье – обычный деревянный дом в 1-м Щипковском переулке. Однако отчим домом для него навсегда осталась изба в Юрьевце, где в настоящее время работает дом-музей Андрея Тарковского.

Дом-музей Тарковского. Фото из открытых источников
Дом-музей Тарковского. Фото из открытых источников

В 1951 году девятнадцатилетний Андрей Тарковский стал студентом Московского института востоковедения. «Во время обучения я часто думал о том, что несколько поспешно сделал выбор профессии, - писал Андрей Тарковский в автобиографии позднее. – Я недостаточно знал еще жизнь». В 1952 году на институтских занятиях по физической культуре Тарковский получил сотрясение мозга. Примерно в то же время он полностью осознал «поспешность выбора профессии».

Вскоре неожиданно для всех Андрей Тарковский уехал в далекий Туруханский район Красноярского края с научно-исследовательской экспедицией. Здесь на реке Курейке он в течение года буквально избороздил тайгу пешком вдоль и поперек.

«В свое время я пережил очень трудный момент. В общем, я попал в дурную компанию, - признавался Андрей Тарковский. – Мать меня спасла очень странным образом – она устроила меня в геологическую партию. Я работал там коллектором, почти рабочим, в тайге, в Сибири. И это осталось самым лучшим воспоминанием в моей жизни. Мне было тогда двадцать лет… Все это укрепило меня в решении стать кинорежиссером».

В 1954 году Тарковский вернулся из Сибири и поступил на режиссерское отделение ВГИК. Главным наставником и педагогом будущего классика кинематографа стал Михаил Ромм, который не только воспитал целую плеяду талантливых деятелей киноискусства, но и стал им настоящим старшим товарищем и другом, неоднократно выручая своих воспитанников в случае неприятностей, защищая их работы и даже давая денег взаймы.

Михаил Ромм. Фото из открытых источников
Михаил Ромм. Фото из открытых источников

На рубеже 50-60-х годов прошлого столетия дебютировала целая плеяда молодых и талантливых режиссеров, актеров, операторов и сценаристов. В 1960 году Андрей Тарковский с отличием закончил ВГИК. Годы раннего творчества молодого режиссера совпали с так называемым обновлением в искусстве, запущенным главой Советского государства Никитой Хрущевым несколькими годами ранее.

Это было время «оттепели», которое принесло в среду молодежи западные музыку и литературу, итальянский неореализм и французскую «новую волну», зарубежное авторское кино. Западные кинокритики ввели термин auteur, что обозначало единого автора киноленты, под чьим контролем находился весь процесс производства фильма. Это подтолкнуло Тарковского к идее авторского кино. В те годы на режиссера большое влияние оказали Луис Бунюэль и Ингмар Бергман. Позднее к ним добавились Акира Куросава и Федерико Феллини.

В кино Андрей Тарковский дебютировал курсовой короткометражной лентой «Убийцы» по рассказу Эрнеста Хэмингуэя. Этот фильм удостоился лестных оценок Михаила Ромма. На третьем курсе Тарковский познакомился с первокурсником режиссерского отделения Андреем Кончаловским. Во взглядах двоих студентов на кинематограф обнаружилось много общего. Так началась дружба и соавторство Тарковского и Кончаловского.

Два друга за работой. Фото из открытых источников
Два друга за работой. Фото из открытых источников

«Нам казалось, что мы знаем, как делать настоящее кино, - вспоминал Андрей Кончаловский. - Главная правда — в фактуре, чтобы было видно, что все подлинное — камень, песок, пот, трещины в стене. Не должно быть грима, штукатурки, скрывающей живую фактуру кожи. Костюмы должны быть не глаженые, нестиранные. Мы не признавали голливудскую или, что было для нас то же, сталинскую эстетику. Ощущение было, что мир лежит у наших ног, нет преград, которые нам не под силу одолеть».

В 1959 году Тарковский в соавторстве с Кончаловским работал над сценарием «Антарктида – далекая страна», который опубликовал «Московский комсомолец». Будущие режиссеры попытались продать «Антарктиду» Ленфильму, но получили отказ. Годом позже Тарковский и Кончаловский написали сценарий «Каток и скрипка» о короткой дружбе мальчика-скрипача и водителя катка. Лента была поставлена на Мосфильме и стала дипломной работой Тарковского. В 1961 году фильм завоевал первый приз Нью-Йоркского фестиваля студенческого кино.

Первая же полнометражная работа Андрея Тарковского принесла ему и мировую известность. Это было «Иваново детство» по мотивам военной новеллы Владимира Богомолова «Иван». Киноповесть о маленьком разведчике построена на контрасте между естественной комфортностью детства и уродливостью стихии по имени Война. Зритель увидел Войну глазами Тарковского – как заключительный этап, конечную точку Истории, Апокалипсис. Лента получила десятки кинематографических премий и наград, включая «Золотого льва святого Марка» на фестивале в Венеции.

Кадр из фильма "Иваново детство"
Кадр из фильма "Иваново детство"

В 1978 году в список 100 лучших фильмов в истории кино вошла картина «Страсти по Андрею», получившая в 1969 году приз Каннского кинофестиваля и вышедшая на экраны в 1971 году в сокращенном варианте под названием «Андрей Рублев».

Россия XV века предстает в трагической обыденности, а судьба Андрея Рублева стала отправной точкой для размышлений о судьбе художника в нашей стране. По словам режиссера, он стремился «к правде прямого наблюдения». Это стремление вылилось в достижение эффекта почти документальной достоверности. В целом «Андрей Рублев» является ничем иным как размышлением русского интеллигента 60-х о своей стране и согражданах, не живущих, но постоянно выживающих в условиях непреходящей катастрофы.

Особое место в творчестве Андрея Тарковского занимают фильмы, поставленные по произведениям классиков современной фантастики – Станислава Лема и братьев Стругацких. Речь идет, конечно же, о «Солярисе» и «Сталкере». В «Солярисе» режиссер обращает взгляд в будущее, обнаруживая в нем вечные ценности – домашний уют, бессмертные произведения, красоту земного пейзажа и нерушимость нравственных законов.

Кадр из фильма "Сталкер"
Кадр из фильма "Сталкер"

«Сталкер» максимально очищен от внешних атрибутов жанра фантастики. Это фильм-путешествие – путешествие в глубины человеческой души.

В промежутке между «Солярисом» и «Сталкером» Тарковский снял автобиографическую ленту «Зеркало». Этот фильм построен на детских воспоминаниях, воспоминаниях о матери и отце, чьи замечательные стихи звучат за кадром. Личные воспоминания перемежаются событиями мирового значения, рядом с глубоко интимными мотивами явственно ощущается живое дыхание истории.

В 80-е годы Андрей Тарковский все чаще бывает в Европе. В 1982 году он вместе со сценаристом Тонио Гуэрра работал над кинолентой «Ностальгия» о судьбе русского поэта, который умер в Италии от тоски по Родине. В процессе поиска натуры для новой картины появилась на свет документальная лента «Время путешествия».

В «Ностальгии», завоевавшей Гран-При Каннского кинофестиваля в 1983 году, четко прослеживается мотив личной жертвы, который получит развитие в последней работе-завещании мастера – ленте «Жертвоприношение».

Андрей Тарковский. Фото из открытых источников
Андрей Тарковский. Фото из открытых источников

«Ностальгия» и «Жертвоприношение» подводят итог нравственному поиску Андрея Тарковского, отвечают на вопрос о смысле жизни и ставят логическую точку в напряженном богоискательстве режиссера.

В конце 1985 года Тарковскому врачи объявили о страшном диагнозе – рак легких. В 1986 году он лечился во Франции – как оказалось, без особых успехов. 29 декабря 1986 году Андрей Тарковский умер.

3 января 1987 года режиссера похоронили в пригороде Парижа. На надгробном памятнике работы Эрнста Неизвестного написано: «Человеку, который увидел ангела».