Найти тему

Особенности работы учителя-логопеда в рамках ПМПК.

Источник: https://fado-dpo.ru/articles/pedagogika-stati/osobennosti-raboty-uchitelya-logopeda-v-ramkakh-pmpk/

Учитывая особенности организации работы ПМПК (психолого-медико-педагогических комиссий), главная задача учителя-логопеда – участие в принятии коллегиального решения в выборе образовательного маршрута и преодоление необходимых специальных условий для ребенка с учетом сложности его речевых нарушений.

Следует отметить, что обследование ребенка происходит в условиях ограниченного времени, поэтому необходимо наблюдать за взаимодействием ребенка с другими членами комиссии, чтобы уловить значимую информацию для постановки собственного заключения. Возможна опора на заключение логопеда для ПМПК, который входит в консилиум образовательной организации. Но такое заключение носит лишь предварительную оценку речевого развития ребенка. При ознакомлении и рассмотрении всего пакета документов, логопедическое заключение для ПМПК ставится только после обследования ребенка, которое обладает своей специфичностью и выполняет определенные задачи:

1. Обнаружение наличия или отсутствия нарушений в речевом развитии ребенка.

2. Установление уровня речевого развития.

3. Определение первичности или вторичности речевых нарушений, особенно при диагностике детей с НОДА, РАС, сенсорных нарушениях.

4. Оценивание состояния фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи.

5. Изучение качественных характеристик чтения и письма.

6. Формулирование логопедического заключения в комплексе с оценкой познавательного развития ребенка и его уровня обучаемости.

7. Формулировка особого мнения о наличии и характеристики ОВЗ (ограниченных возможностей здоровья) и адекватной для образовательных потребностей ребенка АООП (адаптированной основной образовательной программы).

В первую очередь, необходимо установить доверительный контакт. Основным показателем уровня владения речевыми и языковыми средствами является их адекватность использования в ходе реального времени обследования и ситуации общения, а не в процессе предварительно отработанных заданий. Учитель-логопед оценивает уровень развития коммуникативных навыков, умение входить в контакт, отвечать на вопросы, вести диалоговую речь, в соответствии с возрастом ребенка.

Тяжесть проявления речевого дефекта определяется уровнем развития речи, то есть величиной разрыва между реальными показателями диагностики и возрастными нормативами. Например, если наличие лепетной речи и звукопроизношения у детей до трех лет рассматривается как задержка психоречевого развития, то у ребенка четырех лет такая речь будет ТНР (тяжелыми нарушением речи), коррекция которых требует специальных образовательных условий.

Так же качество развития речи определяет несформированность языковых средств (нарушение звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи), которая ведет к нарушению анализа, синтеза и классификации. Необходимо обратить внимание на состояние чтения и письма, выделяя специфические ошибки.

Характер неполноценности речевой деятельности, который определяется первичными заболеваниями (НОДА, РАС, сенсорные нарушения) не требует от учителя-логопеда дифференцированной диагностики, так как приоритет отдается клиническому диагнозу, который ставит врач-психиатр или профильный врач. Учитель-логопед характеризует только общее состояние речи ребенка для заключения ПМПК. Как правило, диагностируется несформированность языковых средств на фоне первичного дефекта.

У детей могут быть констатированы разные уровни речевого развития при общем недоразвитии речи или нарушениях, которые связаны с фонетико-фонематической стороной речи. Часто возникают трудности при дифференциации первичных речевых расстройств от ЗПР (задержки психического развития). Дети с ЗПР отличаются инертностью мыслительных функций, затруднениями в процессах запоминания и воспроизведения информации, не устойчивым вниманием, а также стереотипностью и ригидностью эмоционально-волевой сферы.

В рамках логопедического обследования достаточно сложно дифференцировать сенсорную алалию от тяжелых речевых нарушений. При сенсорной алалии ребенок не понимает и не реагирует на инструкции, то есть необходимо наблюдать за моделью поведения ребенка.

При оценке состояния фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи и сформированности навыков чтения и письма учитель-логопед использует принцип последовательности от обследования экспрессивной языковой компетенции к импрессивной речи.

По итогам логопедического обследования и наблюдений за обследованием других членов ПМПК (педагога-психолога, учителя-логопеда и врача-психиатра), учитель-логопед заполняет протокол, где описывает качественное состояние речи, кратко формулирует выводы и ставит логопедическое заключение для ПМПК, коллегиально определяет специальные условия и дает рекомендации по образовательной программе, адекватной возможностям ребенка.

Приглашаем вас получить новую востребованную профессию учитель-логопед в Академии ФАДО. По окончанию обучению вы получите диплом о профессиональное переподготовке. Подробную информацию можно посмотреть на сайте https://fado-dpo.ru/prof/pedagogika/spetsialnoe-defektologic…

Вопросы можно задать по тел. 8 (800) 551-52-41

или написать WhatsApp https://wtsp.cc/79151563985