Найти тему
Техника мужика

Выдающиеся отечественные снегоходы которыми можно гордиться. После них больно смотреть на нынешние "поделки"

Эти снегоходы на равных могли соперничать с лучшими импортными аналогами. Даже сегодня они выглядят конкурентоспособными спустя много лет. Могут же когда захотят и в России сделать достойную гусеничную технику!

Утерянный Поиск

Когда в Рыбинске был налажен выпуск "рабоче-крестьянских" снегоходов, инженеры решили сделать снегоход "для себя". Да не просто снегоход, а такой, что бы мог на равных биться с буржуйскими! Смелый поступок, учитывая "специфику" Союза. Так на свет родился экспериментальный снегоход "Поиск".

Снегоходы могут летать! Доказано еще во времена СССР. Источник фото - https://go-rm.ru/assets/images/news/201802/badmoto/1280/badmoto201802_24.jpg
Снегоходы могут летать! Доказано еще во времена СССР. Источник фото - https://go-rm.ru/assets/images/news/201802/badmoto/1280/badmoto201802_24.jpg

Для 1980 года его конструкция была новаторской. Легкий и изящный с дюралевой (!!!) клепанной рамой и прогрессивными подвесками он выглядел как космический корабль на фоне "пролетарского" Бурана. Передние телескопические стойки были с гидравлическими амортизаторами, хотя все "буржуи" тогда использовали простецкие рессоры. Задняя склизовая подвеска и вовсе была "прообразом" легендарной подвески PPS Lynx с горизонтальным расположением демпфирующего элемента. Только спустя 2 года после появления "Поиска" заводской гонщик-инженер Lynx Паули Пиппола придет к такой же геометрии и презентует свою подвеску PPS. На снегоходах Lynx такая устанавливается до сих пор! А наши ребята ее придумали и внедрили более 40 лет назад!

Уникальная задняя подвеска с горизонтальными амортизаторами. Источник фото - https://go-rm.ru/assets/images/news/201802/badmoto/1280/badmoto201802_23.jpg
Уникальная задняя подвеска с горизонтальными амортизаторами. Источник фото - https://go-rm.ru/assets/images/news/201802/badmoto/1280/badmoto201802_23.jpg

Тормозная система была с гидравлическим приводом как у лучших снегоходов того времени. Жаль, что двигатель подкачал. За неимением лучшего установили лодочный мотор "Привет 22". Мощности в 22 л.с. хватало что бы поураганить на легком снегоходе, а жидкостное охлаждение гарантировало хороший ресурс. У "Поиска" была высокая рулевая колонка, для езды стоя в "хардкорном" стиле как на иномарках.

В СССР спортивных снегоходов нет! Источник фото - https://go-rm.ru/assets/images/news/201802/badmoto/1280/badmoto201802_22.jpg
В СССР спортивных снегоходов нет! Источник фото - https://go-rm.ru/assets/images/news/201802/badmoto/1280/badmoto201802_22.jpg

Жаль что руководство не поддержало проект и все опытные образцы были уничтожены вместе с чертежами. Тогда "Поиск" производил такое же ошеломляющее впечатление, как если бы сегодня наши конструкторы сделали горный снегоход мощностью 150 л.с. и весом 200 кг, способный на равных тягаться с BRP или Polaris. С тех пор прошло более 40 лет, а воз и ныне там. Нет пророков в нашем отечестве!

Спорт без мотора

Спустя 20 лет попытка сделать конкурентоспособный снегоход была успешнее. Политического диктата партии не было, но полет инженерной мысли ограничивали ресурсы и общая нищета конца 90-х начала 2000-х. Что бы не "изобретать велосипед" за основу взяли "народную" Тайгу- копию утилитарного канадца Ski-Doo Skandic.

Огромный широкий капот выдает утилитарное происхождение. Фото с сайта avito.ru
Огромный широкий капот выдает утилитарное происхождение. Фото с сайта avito.ru

Что бы он весело поехал первым делом укоротили тоннель и заменили гусеницу на облегченную. Отказались и от двухступенчатой коробки. Для подвески были изготовлены оригинальные рычаги и тяги. Не место штатных пружин и амортизаторов установили детали с возможностью тонкой индивидуальной настройки под конкретную трассу и стиль пилотирования. Под капот за неимением лучшего установили мелкосерийной двухтактник РМЗ-501.

Снегоход рожденный для битвы на трассах оказался не востребован "на гражданке". Фото с сайта avito.ru
Снегоход рожденный для битвы на трассах оказался не востребован "на гражданке". Фото с сайта avito.ru

Увы, выжать солидную мощность не получилось, не смотря на все новаторские решения в виде пятиканальной продувки, пластинчатых клапанов и электронного зажигания. Сдвоенные карбюраторы Mikuni дали возможность экспериментировать с составом смеси, а программируемое зажигание позволяло выставлять "злые" углы зажигания. Но не смотря на наличие жидкостного охлаждения потенциал мотора так и остался нераскрытым. Получилось всего 60 л.с. Зато техника позволяла работать с настойками, а мотора оказалось достаточно что бы в 2001 показать 140 км/ч и навсегда войти в историю как самый быстрый российский снегоход. Тираж в скромные 120 штук только добавляет шарма и эксклюзива оставшимся на ходу машинам.

В СССР вещи делали! Источник фото - https://img.zr.ru/_ah/img/gJ1DyCeRDlhuT5I8ha6nKw
В СССР вещи делали! Источник фото - https://img.zr.ru/_ah/img/gJ1DyCeRDlhuT5I8ha6nKw

Согласен, что на фоне нынешних снегоходов характеристики моторов "Поиска" и "Тайги" не впечатляют. Но эти машины создавались не для того что бы просто "лупить по прямой". Их ценность в другом. "Поиск" для своего времени был прорывом! А "Тайга Спорт" стала отличным примером того, как из имеющегося не самого лучшего "железа" и скромных возможностей выжать максимум. Главное что их объединяет - безграничная любовь создателей к своему детищу. Именно этого так не хватает современным "нашим" снегоходам.

Рекомендую к прочтению:

Спасибо что дочитали до конца! Если материал понравился - не забудьте поставить лайк. Каждый лайк помогает развивать канал.

#снегоход #поиск #тайга спорт #мототехника #мототехника ссср #техника ссср