Найти тему
Издательство MAK.arcanes

Почему дети смотрят мультики

Оглавление

Вроде бы и понятно, почему дети смотрят мультики, а взрослые смотрят фильмы. Потому что дети — это дети, а взрослые — это взрослые. В итоге не так уж и понятно, как казалось... Давайте разбираться.

Мультики — имитируют взрослую жизнь. Наша жизнь для пятилетнего человека не особенно понятна, то есть сложна для понимания. То, что сложно понять, не вызывает такого интереса, как вещи вполне простые и отчетливые. Попробуйте заставить ребенка досмотреть хоть одну серию «Доктора Хауса». А что? Интересный ведь сериал о том, как человек манипулирует сознанием других людей.

При этом дети могут часами смотреть за тем, как кто-то занимается огородом, пишет стихи, чинит машины, шьет, поливает кактус на подоконнике, спит в обеденное время и имеет прочие бытовые обязанности. Кто не понял, речь сейчас идет про "Смешариков" — довольно красочный и веселый мультик. Видите ли, детей тоже интересует жизнь взрослых, но они только учатся наблюдать за ней, поэтому куда приятнее учиться на простых примерах. Как нельзя кстати об этом всегда рассказывают мультфильмы — просто и со вкусом.

Все гениальное – просто

Наш мозг так устроен, что простые вещи гораздо лучше привлекают внимание. И необязательно у детей. По такому принципу, например, работают соцсети. Информация там подается максимально просто. Нужные слова выделены цветом либо эмодзи, к тексту, как правило, опубликована картинка — все это упрощает умственную работу. Поэтому взрослые люди читают новостную ленту, а не газеты или книги — наш мозг бессознательно стремится к более простому. Вернемся к мультикам: они выглядят проще, а раз это привлекает внимание, независимо от возраста, то почему их смотрят именно дети, а не взрослые? Во-первых, взрослые тоже их смотрят, особенно советские мультипликации, которые вообще-то и не задумывались как контент для детей — уж больно там много суровых сюжетов и иронично-саркастичных высказываний. Можем даже на секунду окунуться в детство:

"Винни-Пух"
"Винни-Пух"
— Да, нам пора. Всего хорошего. До свидания. Большое спасибо.
— Ну, что ж... Если вы больше ничего не хотите...
— А разве ещё что-нибудь есть?!
"Жил-был пес"
"Жил-был пес"
— Ты заходи, если что...

Сегодня ребенок может и не посмотрит на устаревшую картинку, но в принципе что "Винни-Пух и все-все-все", что " Жил был пес" могли в свое время заинтересовать детей. Почему? Сложное анатомическое строение тела и психики человека, долгие и перегруженные информацией беседы, неоднозначные моральные дилеммы — это все упрощается, когда попадает в 2D или в 3D-графику. Но мало быть простым, чтобы привлечь детское внимание.

Не все простое гениально

Вообще у ребенка слабо развита усидчивость и способность контролировать свое внимание. Ему куда проще отвлечься на компьютерную игру или тот же мультфильм, чем вчитываться в вялые предложения учебника. Герои мультфильмов эмоциональные, подвижные, яркие, а самое главное — они заставляют ребенка испытывать эмоции. Взять, к примеру, современный тренд на Хагги Вагги. Детям он снится в кошмарах, но про него делают видеоигры, мультики и даже выпускаю в виде него игрушки.

Хагги Вагги
Хагги Вагги

Казалось бы, если Хагги Вагги пугает, зачем же ребенок тогда смотрит на него снова и снова. Страх, волнение — это ведь тоже эмоция, в этом смысле для детской психики нет особой разницы. Дети могут с интересом смотреть страшилки, но это опасно тем, что потом их будет преследовать этот страх. Раньше выход фильмов контролировало телевидение, а сегодня у всех детей есть YouTube с тонной низкокачественной анимации. У них минимум смысла, морали и обучающих элементов, но очень и очень много просмотров — десятки миллионов у каждого видео. Можно сказать, что любой мультипликатор в какой-то степени манипулирует ребенком, когда заставляет одного персонажа гнаться за другим, плакать и радоваться, ведь дети хотят сопереживать любимым героям, а значит, хотят смотреть. Просмотры в современном мире – это деньги.

В этот момент на создателе анимации лежит ответственность за воспитание своей маленькой аудитории. Например, кот Том постоянно пытается поймать и съесть мышонка Джерри. Нам жалко последнего, ведь мышь в этом мультике больше похожа на ребенка, на маленькое безвредное существо. Поэтому каждый раз, когда Том куда-то падает или о что-нибудь ударяется, мы понимаем: так ему и надо, нечего издеваться над бедным мышонком. Тома специально наделили таким психотипом, чтобы над ним было не стыдно глумиться — этакая психологическая груша для битья. К тому же, в этом мультике никогда не совершается насилие над человеком.

С одной стороны, ребенок тоже может сказать, что кот плохой, а затем посмеяться над всеми его несчастьями. Но он может посмеяться и над любым драматическим персонажем на месте Тома — главное, чтобы он под веселую музыку гротескно получал увечья. Это сработает, потому что ребенку важна зрелищность, а не логика и мораль, как это работает у зрелого человека. Поэтому некоторые взрослые люди приходят в ужас, когда узнают, что сегодня смотрят их дети.

Стоит ли говорить в итоге: «Будущее поколение потеряно... Вот раньше делали хорошие мультики, со смыслом, а сейчас — ерунда какая-то!»

Однозначно не стоит, потому что дети никогда и не смотрят мультфильмы с целью научиться правильно думать, узнавать какие-то глубокие истины о жизни. Нет, дети смотрят мультфильмы, чтобы помечтать. Еще раз: ребенок не хочет узнать что-то новое, а хочет погрузиться в выдуманный мир и подчерпнуть из него вдохновение, чтобы потом творить самому. У детей воображение преобладает над мышлением, и надо сделать так, чтобы он этим воображением активно пользовался. Безусловно, качественные образовательные анимации могут чему-то научить ребенка, но это на самом деле будет вторичным результатом. Главное — это то, что у детей разовьется фантазия. Недавно услышал от маленькой сестры: «Жалко, что Бэтмена на самом деле не существует...»

Согласитесь, что и Вы иногда смотрите мультики, чтобы помечтать. Возможно, вы критически настроены на сюжет, ищете смысл в словах волка из "Жил был пес", цитируете Винни-Пуха после ужина в гостях, но способны ли вы так же, как маленькие детишки, погрузиться в сказочный и волшебный мир и почувствовать от этого легкость и воодушевление?

Работа с МАК

А пока Вы выбираете себе мультфильм на вечер, посмотрите, как можно развивать ребенка с помощью метафорических ассоциативных карт. У издательства MAK.arcanes, например, есть специальная колода под названием "Дружок".

Автор колоды: Ирина Федорова
Автор колоды: Ирина Федорова

В набор входят: 80 карт 70 х 104 мм, инструкция с техниками работы, коробочка для хранения колоды.

Колода метафорических карт создана специально для работы с детьми. Ее главный герой – щенок по кличке Дружок. Этот милый и непосредственный персонаж даже у взрослых вызывает улыбку и эмпатию. На картах Дружок попадает в разные жизненные ситуации, испытывает различные переживания, взаимодействует с другими персонажами: мамой, папой, маленьким братиком, дедушкой и бабушкой, друзьями и посторонними.

Работа с метафорическими картами помогает активизировать словарный запас, развивает эмоциональный интеллект, помогает выразить свои чувства, даже когда они только начинают зарождаться. Это особенно актуально для непринятых чувств и переживаний, наполняющих внутренний мир ребенка.

Говорите с ребенком о совести, щедрости, доброте и сострадании, о Боге и о других духовных ценностях и смыслах. Не бойтесь, что он еще не дорос до таких тем. В подростковом возрасте такие разговоры начинать уже бессмысленно.

Автор колоды: Ирина Федорова
Автор колоды: Ирина Федорова

Упражнение «Хорошо–Плохо»

Дайте ребенку часть карт и попросите его разделить все на две кучки: «Хорошо» и «Плохо». Давать всю колоду сразу не стоит, потому что ребенок может запутаться, растеряться, увлечься перебиранием картинок.

Поговорите о каждой карте, задавайте наводящие вопросы: почему ребенок решил положить карту в кучку с названием «Хорошо»? Что на ней происходит хорошего? Что происходит плохого на тех картах, которые ребенок определил в кучку «Плохо»? Случаются ли подобные ситуации в жизни ребенка? Хорошо это или плохо, по его мнению? Почему? Чего в жизни ребенка больше – хорошего или плохого?

С помощью данного упражнения мы сможем выяснить, в каком мире живет ребенок: преимущественно хорошем или плохом. Ведь даже в самой неприятной ситуации можно найти положительные стороны. И наоборот, можно уже с детства видеть мир в черном свете.

Отслеживаем также необычные оценки ребенка. Например, щенок играет и смеется – это плохо. Почему плохо? А потому что надо делать уроки, а не отдыхать! Выясняем: откуда такое убеждение? Кто так говорит? Что сам ребенок думает по этому поводу? Что будет, если щенок никогда не будет играть и смеяться, а только делать уроки? Кому от этого будет хорошо? А кому – плохо?

Автор колоды: Ирина Федорова
Автор колоды: Ирина Федорова

В инструкции, которая входит в комплект, даны несколько техник и упражнений для работы с детишками.

Колоду «Дружок» Вы можете найти на официальном сайте издательства MAK.arcanes

Вот и получается, что, говоря о том, почему дети смотрят мультики, мы на самом деле обсуждаем, почему их смотрят взрослые.

© Иван Чернецкий, специально для Издательства MAK.arcanes

Другие статьи на эту тему: