Пьер Огюст Ренуар познакомился с актрисой, когда ей только исполнилось двадцать лет. Портрет Жанны заказали художнику ее родители, к тому времени юная актриса уже была известна в Париже причем не только актерской игрой, но и красотой. Ее краса пленила и художника, он называл ее "луч солнца". Он писал ее у нее дома, так сосредоточенно приступая к работе, что забывая иной раз даже поздороваться. А также ходил в "Комеди Франсез", чтобы посмотреть на Самари во время ее игры на сцене, при свете софитов.
Хорошо известный даже не специалистам портрет, на самом деле, был только подготовкой к созданию ее большого парадного портрета - этюдом. Но это как раз тот случай, когда этюд получился самостоятельным произведением, не уступающим "основному" полотну.
Светлые краски юности и красоты восхитили художника - ее синие сияющие глаза, пунцовый рот, золотисто-рыжие волосы, легкий румянец. Перенося на холст ее живые черты, он старался передать не только внешнее сходство, но и собственный восторг. "Право, она освещает все вокруг... Настоящий солнечный луч" - так говорил художник о своей модели. "Ее радостный смех, ее очаровательный детский характер, ее милые шутки, все в ней привлекало Ренуара, который никогда не делал портрета с большим удовольствием, чем этот" - так говорил друг художника Ж. Ривьер. Мне кажется, очень точно выразился писатель и искусствовед Л. Волынский, описывая этот этюд:
Я думаю, не так уж много наберется в мировой живописи портретов, где так естественно сочетается мысль и чувство, румянец женщины и обаяние человеческого разума. Кажется вот-вот улыбнется и заговорит эта синеглазая и рыжеволосая женщина, так умно и доброжелательно глядящая на вас, подперев щеку рукой
Возможно актриса была влюблена в художника, но, как она сама говорила "Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти". И сам Ренуар вторил ей: "Мне жаль мужчин - покорителей женщин. Тяжкое у них ремесло! День и ночь на посту. Я знавал художников, не создавших ничего достойного внимания: вместо того, чтобы писать женщин, они их соблазняли".
Со вторым "полномасштабным" портретом случилась неприятность: Ренуар отправил ее на выставку, а один из служащих зачем-то решил покрыть только что законченную картину слоем лака из-за чего краски потекли. Художнику пришлось в кратчайшие сроки исправлять ситуацию.
Однако же если посмотреть на другой портрет Жанны Самари, написанный двумя годами позднее французской художницей Луизой Аббема, то там образ актрисы уже не такой вдохновляющий, светлый и лучистый, оцените сами:
А если мы посмотрим еще и на фотографии Жанны Самари, то, по моему мнению, убедимся в том, что Ренуар ее все же слегка приукрасил. Хотя ведь в этом и есть сила художника, не так ли?
Это не умаляет достоинств ее портретов кисти Ренуара, конечно же, но лишний раз подчеркивает, что творческий человек, в данном случае художник, может видеть окружающую действительность несколько иначе, чем она есть на самом деле. Интересно, что оба портрета находятся в России, один в коллекции Эрмитажа, другой - в Пушкинском музее Москвы. Причем эти картины еще при жизни художника не оценили сначала на выставке, а затем их не смог продать даже коллекционер, взявший полотна на комиссию, что, конечно же, расстроило Ренуара. А вот брату известного купца и мецената Морозова Михаилу они приглянулись - именно так образ неизвестной в России молодой французской актрисы стал известен многим поколениям любителей искусства в нашей стране.
Однако, возвращаясь к Ренуару и его музе, надо сказать, что их союз так и не сложится: она будет счастлива в браке с другим, родит ему двух дочерей, но рано умрет в возрасте 33 лет, и Ренуар тоже будет женат, у него будут дети, и он проживет гораздо более долгую жизнь. Так что получается, что Самари была все-таки неправа на счет способности Ренуара к браку - ведь он проживет со своей женой более тридцати лет...
Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.