Итак. Теперь когда мы с вами знаем о том, как срабатывает тот механизм, когда наши эмоции вываливаются нам за шиворот, осталось разобраться с тем, как же нашему с вами мозгу все же удаётся их контролировать, хоть и с переменным успехом.
Думаю многим будет понятно, что данные механизмы в силу своей филогенетической древности не всегда актуальны в нашем с вами динамичном и достаточно переменчивом мире. И бывает так, что миндалевидное тело даёт ложную установку. Дело в том, что оно постоянно находится в сканирующем режиме, сравнивая происходящее в текущей момент с уже произошедшими событиями методом ассоциативного сравнения: если один главный элемент текущей ситуации повторяет такой же важный элемент в прошлом, то миндалевидное тело засчитывает это, как «совпадение». Не дожидаясь окончательного подтверждения, оно даёт команду нашему телу действовать, по привычке опираясь на факты прошлого, скорее всего, отдаленно напоминающие текущую ситуацию. Нет, не поймите меня неправильно, вовсе это не значит, что данная система абсолютно бесполезна и вредна в нашем современном мире. Я полностью уверен, что она не раз вас выручала в жизни, когда вы чуть не разбили тарелку или стакан, но поймали ее в последний момент, или того серьезнее желая перейти дорогу в наушниках перед пролетающим мимо авто. Система достаточно полезная даже в наши современные дни, но мы же с вами люди социальные и наша жизнь не ограничена одними только инстинктами(надеюсь). Поэтому нет ничего удивительного в том, что наши с вами порой абсурдные эмоции так и остаются для нас неопознанными и мы продолжаем быть им подвластны. Миндалевидное тело может отреагировать, слетев с катушек от гнева или страха, прежде, чем кора выяснит, что происходит на самом деле: необработанная эмоция запускается независимо от мышления и опережает его.
Так как же всё-таки мозгу удаётся контролировать этот шабаш в голове? Другой, объективной стороной, предусматривающей более нейтральный отклик является префронтальная кора. Это место находиться грубо говоря сразу за лбом, и выполняет своего рода роль демпфирующего переключателя. Она, проявляя аналитическую активность, подавляет или же корректирует возникшее чувство, с той целью чтобы человек успешнее мог справиться с той или иной задачей, если возникшая ситуация требует повторной оценки события и, как правило иной реакции организма. Вообще наши с вами эмоции постоянно находятся под контролем префронтальной коры, так как все таки большинство нервных волокон проходя через таламус изначально попадают именно сюда, а не к миндалевидному телу, и хвала эволюции или кто, что предпочитает, иначе был бы просто полный парад MTV у нас в голове. Информация и наши с вами реакции координируются префронтальными долями, где сосредоточена деятельность планирования и организации, включая эмоциональную. Неокортекс анализирует происходящее события и посредством префронтальных долей управляет реакцией. Если наша с вами кора решает, что необходима ответная эмоциональная реакция, то префронтальные доли отдают приказ на воспроизведение, при этом тесно взаимодействуя с миндалевидным телом и другими составляющими лимбической системы. В момент когда миндалевидное тело захватывает эмоции, происходит его чрезмерная активация и срыв механизмов неокортикальных процессов, которые удерживают в равновесии нашу эмоциональную реакцию, или же мобилизация неокортикальных зон в связи с эмоциональным всплеском. В такой ситуации эмоциональный интеллект берет верх над рациональным. У префронатльной коры остаётся только один выход, чтобы остаться умелым управляющим эмоциями - ослабить активационные импульсы посылаемые миндалевидным телом и остальными лимбическими структурами. Таким образом, она ведёт себя, как надзиратель, смотря чтобы низшие структуры не натворили чего не следует.
Короче говоря неокортекс и миндалевидное тело с остальными структурами лимба находятся либо в постоянном противоборстве или же в сотрудничестве. Разум и сердце постоянно пытаются взять друг над другом верх. Это хорошо объясняет почему в моменты эмоциональной нестабильности нам так трудно бывает собраться с мыслями и провести, какой-либо логический процесс. Это же объясняет почему постоянный эмоциональный дискомфорт приводит к снижению умственных способностей у детей, значительно снижая их обучаемость.