DOMUS MAXIMA
Валерий Кошляков
Это последняя (свежая) серия художника, которая сейчас экспонируется в здании Музея архитектуры им.Щусева в Москве. Я не буду пересказывать вам пресс-релиз, как это делает бОльшая часть прессы (по секрету - они просто нажимают copy-paste текста куратора). Поэтому здесь не будет про «вдохновение архитектурой, которое сопровождает художника всю его творческую биографию».
Впервые работы Кошлякова я увидела в одной из московских галерей. Это были такие же масштабные картины, но не на холсте, а на гофрокартоне. Да-да, такое тоже бывает.
Поверхности и медиумы (медиа) даже под масло или акрил могут быть очень разными. Но в чем проблема, например, у гофрокартона? Он рассыпается на глазах. Его практически невозможно хранить, а перевозить необходимо крайне осторожно.
Но зачем художнику писать на таком неустойчивом материале? Возможно, истоки уходят в дефицитное советское прошлое, когда холст был, в буквальном смысле, на вес золота. А сейчас же подобная практика письма на гофре имеет иной смысл.
Разрушение. Это намеренное действие художника, чтобы передать идею непостоянства и разрушения.
Что мы видим в залах? Очень масштабные работы, более 2 метро в высоту, в интерьерах старинного особняка. И ведь они друг друга достойны - особняк с его расписанными потолками, люстрами и колонами, и живопись. Здесь уже не картон, а холст, но идея разрушения передана уже сюжетами.
А если вспомнить время моего посещения и/или открытия этой выставки, то Кошлякова можно назвать провидцем - в это время разрушались исторические здания и памятники в Украине…
Полотна огромные, поэтому надо подходить близко и рассматривать детали.
——
Какие я вижу слои восприятия:
1. Верхний слой, который показывает узнаваемые образы европейской архитектуры (плюс по залам расставлены детали деревянных элементов интерьеров);
2. Детализированный, в котором мы видим элементы разрушения и детали техники - то, что вы сейчас видите. Это и детали коллажей, и потеки, и мелкие смысловые детали, прорисованные маркёрами;
3. Ассоциативный слой - тут кто-то вспомнит пожар в Нотр-Дам-де-Пари, а кто-то - Украину
4. Макроуровень, о котором я и хотела написать отдельный пост, но пришла примерно к концу текста)
Итак, что вижу я. Разрушенные европейские образы, прорывание классической архитектуры вихрями то ли свободы, то ли времени, то ли вандального вторжения.
Вчера мы с однокурсницей обсуждали в ракурсе деколониальной теории малое количество (даже отсутствие) теоретических и философских текстов вне западно-европейской академии. Распад империй, который мы наблюдаем, требует и переход на локальные независимые взгляды и идеи, отрыв от «белокожей» философии.
Ценности и законы империй практически потеряли свою власть - они разрушены временем и свободой локальных аутентичных ценностей. Иногда это проходит как варварское разрушение, иногда - как действие природы, естества…
Вот что я вижу на этих картинах…
И ищу тексты и теории вне старой «колониальной» школы…