Найти тему

Как проводили время наши предки 130 лет назад?

Часть 1

Думаю, что ни у кого нет иллюзий, что в большинстве случаев корни рода конкретного человека идут от крестьян, а не от дворян. Многие могут возразить, но статистика и фактический материал истории нашего государства неумолимы. Сегодня мало тех, кто озабочен изучением своего генеалогического древа, поэтому возникает справедливый вопрос: кем же были наши предки 100-150 лет назад? Как они проводили свой досуг? Какими «гаджетами» того времени пользовались? Как встречались, влюблялись, женились и сколько рожали детей? Очень интересно провести параллель на примере жизни детей и подростков между тем временем и нашим современным бытием в наш век высоких технологий.

Наши знания о жизни наших предков в недалеком прошлом

А что мы знаем из того времени, ну скажем из жизни наших предков в 18-19 века? Да можно сказать, что ничего, имеем некое поверхностное представление, большая часть которого получена из школьной программы по истории и литературе. Но, как водится, историю в школе как предмет благополучно прослушали и забыли. Вряд ли найдутся сейчас смельчаки, которые хотя бы царей и императоров из рода Романовых по годам правления пересказали на память, не говоря уже о том, кто из них приходился друг другу. А если взять предмет более интересный – литературу, то тут вообще книжный завал. Читать надо было много, да некогда. Да и что читали? Да всё о том же – жизнь дворян, балы, интриги, безответная любовь и далее по списку. А ведь более 80% населения страны в те времена были простыми крестьянами, зачастую безграмотными, но со своим бытом, радостями и горем в жизни. Не будем далеко назад заглядывать, а возьмем статистические итоги первой переписи жителей Российской империи, подведенные в 1897 году, то есть в самом конце 19 века.

Крестьянка с ребенком перед избой
Крестьянка с ребенком перед избой

Согласно данным этой переписи, численность населения составила 125,68 млн жителей. Среди населения преобладали мужчины (45%) и женщины (44,5%) рабочего возраста (20-60 лет). На 100 мужчин была 101 женщина, в браке состояло почти 40% жителей. Численность семьи в среднем составляла 5,8 человек.

Изба с воротами. Новгородская губерния. 1886-1893 гг. Фотограф Тюменев И.Ф. Фотоколлекция РЭМ
Изба с воротами. Новгородская губерния. 1886-1893 гг. Фотограф Тюменев И.Ф. Фотоколлекция РЭМ

А теперь внимание! 77,5% от общего числа населения были крестьяне, 11% – мещане, дворяне и казаки составляли по 1,5%, а купцы всего лишь 0,2%. 8,5% семей имели прислугу и работников. По итогам переписи 16,5 млн жителей жили в городах (13% населения), остальные в деревнях. 78,9% населения европейской части страны были безграмотными, причем по половому признаку неграмотных женщин было в 2,2 раза больше, чем мужчин. Вы до сих пор думаете, что происходите от знатного рода купцов и дворян? А ведь как выясняется, ничего зазорного нет в происхождении из крестьян. Об этом свидетельствуют бесценные материалы Этнографического бюро В.Н. Тенишева.

Переписной лист императора Николая 2. 1897 г.
Переписной лист императора Николая 2. 1897 г.

Немного о В.Н.Тенишеве и работе его бюро

Суть Тенишевской программы заключалась в получении сырых, что называется от первоисточника, самых обширных сведений о жизни и быте крестьян в центральных губерниях Российской Империи. Программа включала разнообразные вопросы, задаваемые штатными сотрудниками бюро непосредственно участникам в виде интервью. Опросы проводили около 350 человек, среди которых учителя, служители церкви, семинаристы, представители местной власти, чиновники и образованные крестьяне. За результаты опросов предполагалось денежное вознаграждение. Материалы присылались в бюро в письменном виде, после чего они обрабатывались сотрудниками на месте. Приобретенная рукопись становилась собственностью и использовалась по усмотрению бюро. Следует заметить, что исходники сохранялись, что позволило многочисленным исследователям при сравнении делать выводы о степени передачи первоначальной информации, а также смысловой правки интервью. Изучение историками контрольных выборок дел по Владимирской губернии позволило сделать выводы о незначительных правках исходных интервью.

Итогом работы Этнографического бюро в течение двух лет стало бесценное собрание рукописей, которые хранятся в архивах Государственного музея этнографии народов СССР в количестве 1844 единиц. Примечателен отзыв заместителя Тенишева и руководителя Этнографического бюро П. Кашинского о проделанной работе: «Изучение народного быта при посредстве случайных добровольцев, жителей нашей нищей культурными силами деревни всегда казалось мне опытом, выражаясь корректно, рискованным. Однако, я ошибся. Рукописи, принадлежащие полуинтеллигентным сотрудникам, наиболее интересны, они более цельны в изображении быта и полны оригинальных подробностей... Будь задача исследования великорусской деревни поручена ученым специалистам, работа выиграла бы в систематичности и шаблонной научности, но бесконечно много потеряла бы в оригинальности замысла и жизненной правде».

Русский этнограф, создатель "Этнографического бюро" Тенишев В.Н.
Русский этнограф, создатель "Этнографического бюро" Тенишев В.Н.

О главном по порядку

Идея написания статьи заключается в сравнении жизни подростков двух разных эпох, где стеной стоит время, форма правления, география, предметы труда и досуг. Но в процессе написания стало очевидным одно обстоятельство, заключающееся в предварительном и правильном описании жизни и быта окружения подростка – родителей, знакомых, мест пребывания. Только так можно представить образно картину бытия мальчишек и девчонок, живших полтора века назад. Ну а сегодняшний день мы наблюдаем воочию и прекрасно представляем подрастающее поколение.

Группа крестьянских детей на дворе у Федора. Новгородская губерния. 1886-1893 гг. Фотограф Тюменев И.Ф. Фотоколлекция РЭМ
Группа крестьянских детей на дворе у Федора. Новгородская губерния. 1886-1893 гг. Фотограф Тюменев И.Ф. Фотоколлекция РЭМ

Один день из жизни обычной семьи

Повседневность домашнего и семейного быта в целом выражалась в наполненности трудом на протяжении большего времени суток. Так один из корреспондентов бюро пишет: «…дел по горло на весь день. Если бы у кошки были не лапки, а ручки, то и ей бы дельце дал». А корреспондент из Якиманской волости – отец Федор Казанский – излагает иначе. Он просто приглашает читателя провести день с обычной крестьянской семьей. Семья по тем меркам средняя, состоит из хозяина – Ильи, его жены – Матрены, дочери – Дарьи, двух сыновей – Якова и Василия, жены Якова – Алексеевны, троих детей Якова, старший из которых – Ваня – уже ходит в школу. Все взрослые дети Ильи и сноха работают на фабрике, как раньше говорили – «фабричные». Будний день в семье начинается в 2 часа ночи. В это время просыпаются первые взрослые. Фабричные чуть позже уходят на работу, а хозяин Илья с хозяйкой Матреной добирают сон до 5 часов утра. Илья спит на полу, положив Петьку, который закатился под лавку рядом с собой под бочок. После пробуждения и маломальской утренней гигиены следует завтрак, состоящий из вареной картошки, хлеба, чая и ватрушек. В процессе завтрака идет разговор о дневной работе. Ванька благодарит стариков за чай и сахар, аккуратно положив оставшийся кусочек сверху блюдца, затем берет свои пожитки – книги, пирог и бутылку кваса и уходит в школу. Илья складывает дрова на сани и везет в город на продажу лесоторговцу, который принимает их по 2 рубля за сажень (вероятнее всего здесь подразумевается 1 кубическая сажень равная 9,7 м3). Хозяйка боялась, что Илья пропьет вырученные деньги в кабаке и упрекает: «Ты хоть всё пропей – не себе рачу! Сноха-то вся пообносилась, и обувь к зиме нужна…» Илья поворчал, но вскоре возвратился трезвым и отдал Матрене все деньги, завернутые в бумагу. Накрывают на стол, входят дети после работы и произносят: «Здорово, батюшка! Здорово, матушка!» Фабричные работают посменно неделями. Одну неделю с раннего утра до обеда, другую – с обеда до 10 вечера. Начинают обедать. На обед щи и каша. После обеда Илья прилег со словами: «Полежать надо, чтоб щи по ногам растеклись». Сыновья берутся за дела домашние, сноха стирает, а Дарья садится вышивать рубаху младшему брату: «Грудь братчику вышиваю, нонче у всех так вышито – мода». Матрена отправляется на заготовку хвороста, а Илья после отдыха снова отправляется за дровами. В шестом часу садятся пить чай из самовара и ведут беседы о делах фабричных. Затем ужинают и ложатся спать все вместе, кроме Матрены, которая прибирает посуду после семейного ужина.

Качели, рядом с ними маляр Василий. 1886-1893 гг. Новгородская губерния. Фотограф Тюменев И.Ф. Фотоколлекция РЭМ
Качели, рядом с ними маляр Василий. 1886-1893 гг. Новгородская губерния. Фотограф Тюменев И.Ф. Фотоколлекция РЭМ

Когда отнимали детей от груди?

Как следует из внутренней переписки между сотрудниками Этнографического бюро и корреспондентами на местах, участились неполные ответы в письменных донесениях. В большинстве случаев такими недостающими ответами были интервью на медицинскую тематику. То ли крестьянство было неграмотным, то ли религиозность не позволяла в полной мере получать полную картину по интересующей теме.

В одном из опросников удалось раскопать ответ на «неудобный» вопрос. Конечно же прямого ответа в виде интервью с сохранением живой беседы не получилось, тем не менее корреспондент Зорина Екатерина постаралась точно описать время и способы кормления ребенка после прекращения грудного вскармливания.

Как выясняется, младенца кормили грудью только шесть недель. Грудное вскармливание заменялось обычной баранкой с сахаром (1 фунт сахара на 2 месяца). Очень бедные слои и вовсе делали соску из черного хлеба или из зеленых яблок. Зеленью вообще частенько кормили грудных детей, что не редко вызывало боли и ребенок постоянно плакал, отвлекая от домашних дел. Баранки являлись исключительной пищей, далее переход формировался на ту же еду, что ели и все остальные.

Существовали и временные рамки кормления, ограничивающиеся началом и концом постов в церковные праздники. Так грудью кормят ровно три поста, не считая Филипповской и Петровской. Если ребенок рождался зимой, то кормили два Великих поста и один Успенский. Если же весной, то два Успенских и один Великий. После этого дети должны были соблюдать свои посты.

Я неслучайно остановился на грудном вскармливании, так как неправильное кормление, как правило, приводило к различным детским болезням. Как видно, ни о какой маломальской медицине на местах не могло быть и речи. Этим же свидетельством можно объяснить и высокую детскую смертность. Все мамы прекрасно знают, что голодный ребенок постоянно кричит. Когда некогда покормить, требуется большие усилия, чтобы его успокоить. В этом процессе тоже были задействованы дети и подростки. А вот как детский плач и крик парировали в то время – это интересный вопрос, ответ на который в следующей статье.