Найти тему
Про развитие

Иcкусство общения (часть 8). О близости подходов Ершова и гарвардской школы переговоров

Сходные с Ершовым взгляды можно найти у авторов Гарвардского подхода к переговорам.

И это не случайно. Авторы Гарвардского подхода писали свою книгу прежде всего для бизнесменов и профессиональных переговорщиков, где цель переговоров заключается в нахождении взаимовыгодного решения. В бизнесе, особенно внутри компаний, не должно быть места позиционному торгу.

Гарвардский метод учитывает довольно жесткий подход к рассмотрению существа дел и мягкий подход по отношению к участникам переговоров.

Об опасности скатывания к позиционным торгам, к войне позиций я напишу позднее и более жестко. Ну а пока хочу привести ниже основные концепции Гарвардского подхода.

«Путь к согласию, или переговоры без поражения».
Фишер Р., Юри У.

Позиционные переговоры – это переговоры, характеризующиеся последовательной сменой занимаемых и уступаемых позиций, характеризующиеся рядом особенностей:

  1. Отождествление «Я» участников переговоров с занимаемой позицией и необходимость спасения лица при смене позиций.
  2. Минимальное влияние уделяется интересам сторон.
  3. Угроза продолжающимся отношениям.
  4. Медленный процесс прихода к решению.
  5. Чрезвычайная сложность прихода к решению в случае большого числа участников.
  6. Часто выработанное соглашение удовлетворяет каждую из сторон в меньшей степени, чем это возможно.

Принципиальные переговоры – метод переговоров, основанный на совместной выработке взаимоприемлемого решения всеми участниками переговоров.

Основные принципы:

  1. Отделение человека от проблемы. Необходимо обсуждать ситуацию, проблемы, и возможные решения, а не личности участников переговоров.
  2. Интересы. Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях. Необходимо отказаться от эмоциональной привязке к своим пожеланиям.
  3. Варианты. Метод основан на совместной разработке взаимовыгодных вариантов (круг возможностей) и выборе наилучшего решения исходя из совместно согласованных критериев.
  4. Критерии. В данном методе необходимо использовать объективные критерии, согласованные со всеми участниками переговоров.

-------------------------------------------------------------------------------------------------Аналогично писал и Петр Ершов задолго до появления книги гарвардских профессоров:

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Стремление быть сильнее других («занять место») – цель позиционная

Приобретение чего-либо определенного (накопление вещей, знаний, умений) – цель деловая

В пределах вполне конкретной ситуации принадлежность цели к деловым или позиционным обычно относительно ясна – наступающий вынужден так или иначе ее выразить. Но какой именно более отдаленной цели, позиционной или деловой, подчинена данная,- это обнаружить бывает значительно труднее, а особенно в накоплении сил.

Так бывает, что человек постоянно и при малейшем поводе вступает в позиционную борьбу, хотя главная цель, поглощающая его, — чисто деловая, конкретная. Он постоянно «ставит на место», пытается вытеснить людей, враж­дебных его делу, и ищет близости с теми, кто может этому делу помочь. Такими бывают самоотверженные изобрета­тели, экспериментаторы, всякого рода одержимые фана­тики, не обладающие гибкостью в обращении с людьми.

Когда человек занят накоплением сил как своей глав­ной целью, он, наоборот, как будто бы всегда занят делом. Если он ведет позиционную борьбу, то чаще «за сближе­ние», а поэтому производит впечатление делового, при­ятного (или даже бескорыстного), хотя в действительности все его дела подчинены только и исключительно карьере — цели чисто позиционной. Общественное положение, подчи­нение себе других — главное дело его жизни.

#общение #коммуникация #переговоры #пcихология #петр_ершов #позиционные переговоры #принципиальные переговоры