Найти тему

Как правильно помочь близкому человеку в трудной ситуации

Оглавление

В жизни периодически бывают ситуации, когда очень нужна поддержка. Это может быть что угодно: от временных финансовых затруднений до тяжелых ситуаций, например смертельно опасного диагноза. Окружающие не всегда понимают, как оказать поддержку человеку, или оказывают ее не там, где нужно. Почему же так происходит и как правильно действовать?

Итак, человек в сложной ситуации – это тот, которому не хватает собственных ресурсов, чтобы чувствовать себя хорошо, справиться с жизненными трудностями. Поддержать другого – значит, поделиться с ним собственным ресурсом. Это могут быть финансы, психологическая поддержка, время, усилия, какие-то знания, опыт.

Наверняка вы сталкивались с ситуациями, когда была нужна поддержка близкому человеку в трудную минуту, но вы не понимали, чем именно можете помочь. Зачастую определиться с необходимым уровнем и видом поддержки действительно бывает непросто. Например, вы будете всеми силами искать деньги, чтобы помочь попавшему в беду другу финансами, а на самом деле ему бы помог просто разговор, то есть психологическая поддержка. Бывает и наоборот, встречается множество разных ситуаций. Возможность разобраться и предложить именно то, что нужно, сильно зависит от качества вашего общения.

Зачем нужна поддержка человеку и какая именно – это первое, в чем необходимо разобраться. Понимая это, вы не станете оказывать медвежьих услуг, сможете избежать недопонимания и взаимных обид.

Разбираемся в ситуации

«Поддержка» и «эффективная поддержка» – не одно и то же. Если вы начинаете помогать человеку, руководствуясь лишь собственными соображениями о том, в чем он сейчас нуждается, то есть вероятность, что ваша помощь окажется не целевой. Так как ваши представления могут идти вразрез с реальным положением дел.

Прежде чем начинать какие-то действия, узнайте у человека, действительно ли он нуждается в вашей помощи, иначе рискуете нарваться на неприятие
Прежде чем начинать какие-то действия, узнайте у человека, действительно ли он нуждается в вашей помощи, иначе рискуете нарваться на неприятие

Ключевое свойство эффективной поддержки – адресность. Если действовать наобум и опираться лишь на субъективное понимание ситуации, то велика вероятность, что ваша «гуманитарная посылка» не дойдет до нужного «адреса». Правильный «адрес» необходимо уточнять, и для этого существует эффективный инструмент – открытый диалог. Получится ли у вас выяснить подробности, доверится ли вам человек – зависит оттого, насколько качественно между вами выстроена связь. Мешать могут как стоп-знаки в отношениях, так и внутренние препятствия, например страхи, определенные убеждения, комплексы.

Когда-то мудрый человек сказал: «Между тем, что я подумал, что хотел сказать, что сказал, что вы услышали и как это поняли, есть большая разница». Этот барьер можно преодолеть только с помощью качественного, открытого общения. Это бывает непросто даже с самыми близкими людьми, не говоря уже о коллегах по работе, просто знакомых. Бывает, что, наоборот, человеку намного проще открыться и пожаловаться кому-то незнакомому, нежели родственникам или друзьям. В любом случае, если человек не хочет рассказывать о своих проблемах, постоянно ставит блоки – не стоит на него давить. Если этот человек для вас действительно важен, то лучше сначала подумать о том, как сделать отношения с ним более близкими, доверительными. Если он почувствует, что может и хочет вам довериться и попросить помощи – он сделает это.

Эффективная поддержка человека в трудной жизненной ситуации возможна при хорошем понимании сути и уровня его проблемы, эмоций и мыслей. Нужно постараться посмотреть на ситуацию его глазами, почувствовать сложности, с которыми он столкнулся. То, что кажется совершенно очевидным для вас, для него может оказаться неоднозначным и наоборот. Действуя вслепую, вы потратите массу времени и сил, а ваша помощь окажется бесполезной. Такой результат может оставить неприятный осадок.

Как правильно оказывать поддержку?

Итак, между вами есть доверие, вы можете друг другу открыться и ваше общение не ограничено стоп-знаками. Вот основные советы по поводу того, как выстраивать диалог:

  • Если человеку нужна поддержка, то лучше прямо спросить, какая именно. А если он затрудняется ответить, можно предложить несколько разных вариантов, озвучить свои предложения.
  • Помощь эффективна, когда человек принимает ее добровольно. Настойчивое навязывание помощи нередко является знаком того, что «помощник» пытается через это удовлетворить собственные внутренние потребности. Поэтому всегда нужно предоставлять выбор: вы готовы помочь, а человек сам решает, воспользоваться ли вашим предложением. Если он пока не готов, то скажите, что он может на вас рассчитывать в любой момент, когда передумает.
  • Желательно избегать детальных расспросов об обстоятельствах и причинах произошедшего. Человек сам расскажет, если захочет. В противном случае вы рискуете затронуть болезненные триггеры, которые спровоцируют ещё более яркие негативные переживания и реакции.
  • «Всё вовсе не так плохо», «ты просто сам себя накручиваешь» – не надо рассчитывать, что эти фразу могут помочь. Фактически это обесценивание эмоций, взглядов, точки зрения человека и уровня его проблемы. Вероятно, что ситуация кажется простой и однозначной только вам, а в реальности она намного сложнее. Скажите человеку, что видите, насколько ему больно, и готовы поддержать.

Настоящая поддержка – это не стремление удовлетворить какие-то свои внутренние потребности, показать себя хорошим в собственных глазах и для окружающих. В первую очередь это стремление ДАТЬ человеку свой ресурс, который он сможет принять и которым сможет воспользоваться, чтобы справиться с проблемой и ее последствиями.

Когда нужна консультация психолога?

Не у всех и не всегда получается находить внутренние ресурсы, чтобы справиться со сложными жизненными обстоятельствами. Мало того, этим ресурсом при всем желании не всегда могут поделиться и окружающие. Причины бывают разными. О многих мы уже говорили выше: это отсутствие доверительных отношений (порой даже с самыми близкими людьми), внутренние конфликты, установки, блоки.

Начинать всегда лучше с доверительной беседы со специалистом
Начинать всегда лучше с доверительной беседы со специалистом

Сама проблема может быть очень сильной, катастрофичной для человека. Например, при онкологических и других серьезных заболеваниях в поддержке часто нуждается не только сам пациент, но и его родственники. В таких случаях лучший способ поддержать человека – отвести его к психологу. Тут тоже не стоит действовать грубо, настойчиво. Можно просто рассказать о хорошем специалисте, привести какие-то разумные аргументы. А человек сам примет решение.

Помощь психолога в сложной ситуации эффективна, потому что специалист умеет профессионально работать с такими случаями. Он поможет детально разобраться в себе и сложившихся обстоятельствах, предложит эффективные методики, составит «дорожную карту» дальнейших действий и будет сопровождать человека на этом пути.

Если вы видите, что вашему близкому человеку плохо, страдаете от этого и не понимаете, как его поддержать – вы также можете обратиться за помощью к специалисту. Стоит восстановить сначала собственный ресурс, чтобы поделиться им с близким. Вспомните инструкцию в самолетах: кислородную маску нужно в первую очередь надеть на себя и только потом на ребенка.