Построенный где-то в 1765-97 годах (не ясно, срок строительства это или разброс предполагаемых дат), первоначально дворец Шекинских ханов, что в городке Шеки на севере Азербайджана, представлял собой целый комплекс зданий, из которых уцелело лишь несколько хозяйственных построек, включая погреб:
Да называемый ханским дворцом "по умолчанию" зал приёмов - диванхана:
В обнесённым каменной оградой саду натурально единый ансамбль с ним составляет пара гигантских чинар. Причём первичны здесь именно деревья: посаженные при не известных историкам обстоятельствах в 1530 году, к моменту ханской стройки братья-платаны уже были старыми.
Собственно Хан-чинаром обычно называют правый платан 34 метров высотой и 11,5 метров в обхвате. По его "брату" я данных так и не нашёл, но "на глаз" он процентов на 10 поменьше. Сама же моя фотография успела стать исторической: в середине июля 2019 года, пару месяцев спустя, шторм сломал Хан-чинару огромную ветку. Да не просто сломал: веткой накрыло 20 человек, погибла женщина из Баку, а нескольких туристов из России и Сирии пришлось экстренно везти в столичный госпиталь вертолётом.
Что же до самого дворца, то несложно поверить, что в обнищавшем от войн ханстве он строился 30 с лишним лет и разорил казну. Роскошные дворцы курляндских герцогов в Латвии или хивинских ханов в Узбекистане весьма наглядно иллюстрируют, что в шик своих резиденций государи мелких монархий начинают вкладываться тогда, когда нет других перспектив.
Страну всё равно рано или поздно возьмут более сильные соседи, а значит и задача армии - сделать капитуляцию почётной и оставить монарху возможность, став чьим-то вассалом, хотя бы красиво пожить. Тем более диванхана - штука имиджевая, как крутая тачка у бизнесмена: ну этот раз таким владеет, значит точно не простак...
Впрочем, главное, что выделяет шекинский дворец - он сохранился, в отличие от прочих азербайджанских дворцов, разрушенных войнами, подмытых реками, сгоревших без хозяев или разобранных жителями на кирпич. От дворцов в Губе, Шемахе, Гяндже, Илису не осталось даже фотографий, в Ереване доломанный лишь при Советах дворец хотя бы попал в объектив дореволюционных фотографов, от ханских дворцов в Шуше и Баку (не путать с дворцом Ширваншахов!) уцелели небольшие фрагменты, а в Ленкорани дворец хоть и есть, но построен на сотню лет позже гибели ханства.
В полный рост да с интерьерами здания ханских резиденций остались лишь в Нахичевани (куда как скромнее) и Шеки. С упразднением ханства в 1819 году дворец служил присутственными местами и уже тогда был достопримечательностью, которую посещали Лев Толстой, Николай Раевский или Александр Дюма. Первый раз он реставрировался в 1848-51 годах, а росписи поновлялись и дополнялись вплоть до ХХ века:
Дворец совсем небольшой - 37 метров в длину, 8,5 метров в ширину и 10 в высоту. В нём два этажа с полностью идентичной планировкой, и в верхнем - сквозное окно:
Пафосу же вокруг дворца нагнано столько, что, как в известном анекдоте, если бы этот пафос светился - в Шеки были бы белые ночи. Во-первых, внутрь вход только с экскурсией и довольно дорогой, а во-вторых, фотографировать там ЗАПРЕЩЕНО!!! - большими красными буквами.
Причём стратегическое, ключевое для развития Азербайджанской Республики в этот непростой период решение о запрете фотосъёмки дворца принял аж целый Кабинет Министров (!), и за нарушение меня не просто пожурили, а пригрозили вызвать полицию и оштрафовать на 350 манат (около 15 тыс. рублей). Ну или это все неправда, но такими страшилками дворцовая стража пытается туристов запугать.
Судя по тому, что в интернете фотографий отсюда хватает - этот запрет относительно нов, возможно ввели его на радостях от подготовки к включению Шеки в Список ЮНЕСКО. Тут, конечно, сложно не вспомнить исторический музей в Ереване, где порядки примерно такие же, а смотрительницы залов за мной ходили так, будто если я сделаю кадр - их отправят на урановые рудники.
Ещё можно вспомнить опыты запретной съёмки в Ереванском и Бакинском метро - что на стратегических объектах, что в музеях армяне за фотографом тщательнее следят, а азербайджанцы - строже наказывают. Но я... Я как всегда:
Интерьеры ханского дворца действительно великолепны, и первое, что впечатляет в них - стены шебеке, азербайджанских витражей, здесь становящихся натурально коврами из света. На кадре выше хорошо видны их отблески на полу, и при ярком солнце они действительно становятся коврами, в течение дня ещё и перетекающими с пола на стены - фасад дворца смотрит на юго-запад.
Ажурные деревянные рамы вырезаны, конечно же, местными мастерами, но само стекло хан заказывал аж из Венеции. Над росписями же трудился натурально весь Азербайджан - первый этаж украшал в 1895-96 годах мастер Мирза Джафар из Шемахи:
Кроме сталактитов - здесь росписи 18 века "франкские", то есть от неких европейских мастеров:
Всего во дворце 6 комнат - на каждом из двух этажей большой зал, по бокам от которого пара комнат, где посетители переминались с ноги на ногу в ожидании приёма. Справа (если стоять к фасаду лицом) на первом этаже касса, а со второго этажа спуск к ней, и там что-то заснять почти невозможно. Но в общем и слева всё почти так же - из зала с кадров выше дверь ведёт в комнату с шебеке и камином:
Из которой по лестнице можно подняться в следующую комнату на второй этаж:
Главное помещение во всём дворце - зал второго этажа. В отличие от нижнего зала, он без камина и колодца, но зато с окнами на обе стороны. На потолке - старейшие росписи, которые сделал в конце 18 века Аббас-Кули, архитектор дворца. Стены расписывал в 1902 году уста (мастер) Гумбар с братом Сафаром и сыном Шукюром из Карабаха - до известных событий ещё несколько их росписей были в Шуше, но теперь они, скорее всего, погибли. Так же здесь работали Али Кули и Курбан Кули из Шемахи, видимо писавшие вот этот лубочный пояс со сценами из....
-Эй, эй, эй! Это что такое?! Вам кто разрешил снимать! Вы табличку видели - ЗАПРЕЩЕНО! Удаляйте немедленно!
Всё-таки попавшись, я поступил не очень умно, и стал пытаться уговорить смотрителя (как я понял - гида другой группы), а в итоге лишь окончательно его разозлил аргументами, что такую красоту не стоит прятать - если прежде он ещё был способен к диалогу, то дальше лишь огрызался "Не учите нас жить"!
И теперь я мог бы мстительно наврать, что сохранил фотографии, дав смотрителю взятку, но это действительно было бы враньё - тогда я чертыхнулся, удалил фотки и ушёл, хлопнув дверью, да ещё и моим попутчицам вместо экскурсии пришлось слушать нотации о моём поведении.
Но в гостинице под вечер я скачал то, что позволило бы избежать препирательств и сцен - программу для восстановления удалённых данных. Как ни странно, прежде у меня её не было - само мастерство снимать незаметно я прокачал так, что просто не нуждался в подобных средствах.
Позже по схеме "извинился - удалил - восстановил" я фотографировал ещё и метро в Ереване. В общем, фотки дворца я восстановил и выложил, и думаю, если посещение Карабаха мне в Азербайджане ещё был простили, то вот такое уже вряд ли...