Крепость в торговой Нухе (как назывался Шеки до 1968 года), чьё былое богатство можно оценить по гигантским караван-сараям из прошлой части (ссылка в конце поста), хан начал строить в 1765 году ещё до того, как "настоящий" древний Шеки в 1772 году смыло паводком на Кишчае. Думается, наводнение лишь ускорило на несколько лет переезд государя, но не стало его причиной. Старый Шеки был разорён войнами первого хана Гаджи Челеби с Персией за свою независимость, да и Нуха стояла куда ближе к крепости Гелярсан-Герёрсан - последнему ханскому рубежу обороны, который в 1743 году так и не взял Надир-шах. Нухинская цитадель расположена над кварталами Юхары-Баша, и вот улица Фатали Ахундова привела нас к её воротам:
Протяжённость стен, построенных в 1760-е годы - 1,3 километра, что сравнимо с классическим русским кремлём и немногим меньше русской крепости в соседних Закаталах. Сходство двух крепостей сразу бросается в глаза, и это даже немного странно. На западных рубежах (Динабургская крепость, Новодвинская крепость) российские крепости выглядели совсем иначе с Петровских времён, а на южных похожим образом строились и на сотню лет позже (Андижан, Ашур-ада).
Для защиты от того оружия, которым располагали кавказские горцы, степные кочевники и сарбазы персидского шаха, не требовалось земляных куртин и бастионов с казематами - хватало старых добрых каменных стен, а хан держал тут оборону или русский офицер - уже не столь принципиально:
Крепость стоит над высоким обрывом речки Гурджаначай, к которому обращены 9 её башен из 12 (кадр выше), и хорошо вписана в склон, поднимающийся в её пределах на 40 метров. Высота нижней стены по двум сторонам отличается вдвое - 8 метров снаружи (позапрошлый кадр) и 4 метра внутри:
Но и город виден отсюда буквально насквозь, вплоть до советских кварталов, которыми Нуха вышла из Гурджаначайской долины:
Проходим в ворота. На территорию крепости вход бесплатный, да и машины по её булыжной мостовой исправно ездят:
Справа от входа - гарнизонная тюрьма из двух корпусов. Внешний отмечает дата "1895", но судя по тому, как на третьем этаже отличается кладка, всё остальное построено лет на 20-30 пораньше и первоначально фасады двух корпусов (совершенно разных по планировке) выглядели почти одинаково:
Во внешнем корпусе с советских времён библиотека, а внутренний корпус считанные годы назад стал Домом ремёсел. Здешние кялагаи и шебеке знамениты по всему Азербайджану, а для сегодняшнего рассказа актуальнее старинный свод:
Выше бывшей тюрьмы же стоит здание, возможно даже более интересное, чем ханский дворец - гарнизонная церковь Трёх Святителей:
О её происхождении известно только то, что в 1829 году здание было перестроено в православный храм из дворцовой мечети. Но покажите мне хоть одну мечеть такой формы! Не припомню совсем ни мечетей-ротонд (разве что в Губе, да и то не похожа), ни белокаменных мечетей. Немногим более похожими кажутся дюрбе (мавзолеи), как например в Шемахе, но только ханский некрополь располагался не здесь, а у показанной в прошлой части Ханской мечети.
Зато такой формы и из таких материалов строили храмы в Кавказской Албании. Теперь их можно увидеть на реконструкциях и макетах - вот например церковки 4-5 веков из цахуро-аварских сёл Лекит и Мамрух (см. здесь) и с городища древней албанской столицы Габалы. Стоят эти макеты во дворе знаменитой церкви в шекинском предместье Киш, которая хоть и значится "албанским храмом I века", а скорее грузинская и лет так на 1000 помоложе. Церковь Трёх Святителей же - согласитесь, куда как больше на них похожа?
С советских времён здесь музей народного искусства, куда радушная смотрительница нас зазывала с порога, но я решил зайти после дворца, да так и не зашёл. А вот что мы зря не сделали - это не обошли церковь с другой стороны: там лежит несколько огромных могильных плит с надписями на русском, грузинском и армянском албанском языках.
Пропустили мы каким-то образом и самую интересную казарму с колонным фасадом начала 19 века, первых десятилетий русского господства в Шеки. С 1985 года её занимает краеведческий музей имени Рашид-бека Эфендиева, азербайджанского писателя и этнографа рубежа 19-20 столетий (в прошлой части я перепутал его с полным тёзкой-военным). Торцом эта казарма глядит на ворота Дома ремёсел, но в итоге для меня она "затерялась" среди нескольких казарм помоложе, стоящие в разных концах крепости:
Тут явно рубеж 19-20 веков:
А вот эта, на самом верху - может быть и времён русско-персидских войн:
Самая крупная казарма (1867) же возвышается почти в геометрическом центре Нухинской крепости:
И впечатляет хипстерским обликом своего двора. С 2018 года здесь обитает гончарный центр "Абад" - помимо витражей и шёлка, Шеки славятся ещё и керамикой из местных глин:
Туда тоже можно было зайти, но мы ограничились взглядом снаружи:
Ну а сама казарма, ставшая оплотом гончаров, находится уже в пределах сердца цитадели - ханского дворца. Построенный где-то в 1765-97 годах (не ясно, срок строительства это или разброс предполагаемых дат), первоначально он представлял собой целый комплекс зданий, из которых уцелело лишь несколько хозяйственных построек, включая погреб:
Дворец сказочно красив, особенно внутри. Но там запрещено фотографировать, причём запрет этот введён чуть ли не на уровне парламента Азербайджана, а потому следят за ним как за военной базой.
А в целом Нухинская крепость удивительно пуста, и рощиц да лугов в ней куда больше, чем дорожек и зданий. Внешние стены, судя по кадру выше, были порядком перестроены под Россией под завоз на башни тяжёлых орудий.
С разных сторон крепости - двое ворот, и верхние выполняют роль чёрного хода:
Последний бой у этих стен был в сентябре 1838 года, когда с Кавказа на Нуху напали горцы, чей предводитель Искандре-бек выдавал себя за шекинского принца, якобы внука последнего хана, умершего в персидском изгнании.
Ну а самый последний удар нанесла и вовсе природа - в 1896 году верхнюю стену как деревянный забор сломал селевой поток. Нынешний облик - результат реставрации в 1950-е годы:
Стена с противоположной Гурджаначаю стороны облеплена курятниками да огородами:
Но зато - с единственной не круглой, а многогранной башней:
В стенах кое-где - такие вот природные букеты:
Мы снова спустились на отмеченную какими-то балаганами площадь у входа, да направились дальше вниз по переулочкам Юхары-Баш:
См. также: