Найти тему
Издательство "Гангут"

Предисловие Таллинского прорыва. Первые трагедии 1941 года на Балтийском море

Вниманию искушенного читателя предлагается глава будущей книги «Август 1941 года. Таллин (Эвакуация из Палдиски и Таллина 26 – 30 августа 1941 г.)», подготовленная к изданию двумя историками — российским и эстонским, в прошлом воспитанниками Ленинградского нахимовского военно-морского училища, отдавшими Флоту не один десяток лет. Эта книга — итог 40- летней дружбы и совместных очень непростых, многолетних изысканий по одной из трагических
и героических страниц истории — Таллинскому переходу, или прорыву в 1941 году Краснознаменного Балтийского флота
из Таллина в Кронштадт.

«Спидола» — один из судов Латвийского государственного морского пароходства,  захваченных противником в июне 1941 года при оставлении Лиепаи советскими 
войсками
«Спидола» — один из судов Латвийского государственного морского пароходства, захваченных противником в июне 1941 года при оставлении Лиепаи советскими войсками


Морские пароходства Балтики накануне войны

В
1941 году на Балтике в составе Наркомата Морского флота СССР работали три морских пароходства:
— Балтийское Государственное морское пароходство
(БГМП)
21 транспортное и пассажирское судно;
— Латвийское Государственное морское пароходство
(ЛГМП)
59 транспортных и грузопассажирских судов
(в том числе 5 литовских);
— Эстонское Государственное морское пароходство
(ЭГМП)
50 транспортных, 22 грузопассажирских
(в основном, каботажных),
45 парусно-моторных и 56 парусных судов.

Таллин.
Главная база Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). Управление Эстонского Государственного морского пароходства (ЭГМП) — Eesti Riiklik Merelaevandus (ERML).
После включения 6 августа 1940 года Эстонии в состав Советского Союза в Таллине был создан Центр управления водного транспорта, преобразованный 29 октября 1940 года в ЭГМП. Его возглавил некогда бывший в Эстонии политзаключенным А. Хансен (Augustin Hansen). Начальником отдела кадров Центра, а затем и пароходства стал
в прошлом комиссар боевых кораблей и флотилий Красного флота
А. Кульберг
(August Kulberg).
С первых дней вхождения в советскую экономическую структуру работу Центра управления стали контролировать представители Наркомата внутренних дел, пытавшиеся выяснить, в первую очередь, происхождение и лояльность к новому строю моряков, ранее служивших в различных судоходных компаниях.
В принципе вопрос о происхождении эстонских моряков загадки
не представлял. Все они, от матросов до механиков и капитанов,
во втором-третьем поколениях происходили из крестьян, в большинстве заменивших к
30-м годам XX века свои первоначально немецкие
и шведские фамилии на национальные. Крепостное право в Эстляндии
и Лифляндии было отменено раньше, чем в России, — в
1816–1819 годах, что послужило толчком к развитию крестьянского парусного флота. Приобретя опыт плавания, эстонские моряки получали профессиональное морское образование в мореходных школах Прибалтики, первая из которых была открыта в Риге в 1839 году.
Вслед за ней в
XIX веке мореходные школы появились в Айнажи, Нарве, Палдиски, Кясму и других городах.

Беда моряков Прибалтики, как, впрочем, и России, была в другом:
Первая мировая и Гражданская войны разбросали их по портам разных стран мира, а затем они вновь оказались в одной стране.
В условиях контроля со стороны НКВД руководство пароходства стремилось сберечь свои кадры, для чего применило ротацию комсостава
(капитанов, штурманов, механиков), позволившую на некоторое время снять тему прошлого моряков. Встречено это было болезненно,
но впоследствии ветераны вспоминали, что ротация сохранила
им должности и жизнь.
Здесь, как никто другой, на месте оказался А. Кульберг, имевший заслуги перед советским государством и как участник гражданских войн в России и в Испании, и как кавалер двух орденов Красного Знамени и,
тем не менее, успевший побывать в застенках НКВД.


По данным военного историка Е. Н. Шошкова и Санкт-Петербургского общества «Мемориал», А. Кульберг был арестован в
июле или сентябре 1937 года и упомянут среди расстрелянных 18 сентября 1938 года или умерших 19 декабря 1940 года, но жизнь моряка оказалась дольше
и сложнее. В
1940 году его направили на работу в Таллин.
Будучи человеком весьма волевым и решительным, А. Кульберг защищал национальные кадры. Он требовал от чекистов оставить в покое эстонских моряков, дать им возможность привыкнуть к новой жизни в новой стране. Один из немногих руководителей ЭГМП, остававшихся с началом Великой Отечественной войны в Таллине, а не выехавших поспешно вслед
за рижанами в Ленинград, он вместе с заместителем начальника пароходства С. Радченко следил за ремонтом судов, доукомплектованием их команд. Кроме того, именно А. Кульберг стал инициатором строительства в мастерских порта двух вполне современных бронепоездов для узкой колеи.
Оставляя перед наступающими немецкими частями Таллинский порт
в числе последних, он ушел на шхуне «Хийуранд»
(«Hiiurand») вместе
с А. Самсоном, А. Энтреем и другими энергичными моряками. Когда двигатель шхуны вышел из строя, моряки поставили паруса и
28–29 августа шли вне конвоев, попутно подбирая оказавшихся в воде людей
с погибших кораблей и судов.
На о. Гогланд шхуну конфисковали военные — так А. Кульберг оказался
на берегу среди тысяч людей, где при налете немецкой авиации был ранен осколками авиабомбы и, не получив медицинской помощи, скончался от потери крови.

Рига.
Штаб Прибалтийской военно-морской базы. Управление Латвийского Государственного морского пароходства (ЛГМП) — Latvijas Valsts jūras kuğnieciba (LVJK).
В Латвийском пароходстве, также функционировавшем с 29 октября
1940 года
, многое, и в первую очередь, кадровая политика, складывалось иначе. Первоначально назначенного начальником пароходства инженера-гидрографа и опытного администратора П. Штакле (Peteris Štakle)
в
январе 1941 года отстранили, а впоследствии арестовали.
Его должность занял присланный из Ленинграда И. А. Саг-Садогурский. Экономист, а не флотский специалист, к тому же далекий от национальных вопросов, он не имел собственного мнения и шел на поводу таких же случайных людей в Совнаркоме Латвийской ССР. Как это сегодня знакомо, не правда ли?
Слишком поздно на должность начальника Политотдела ЛГМП был назначен Н. Андерсенс
(Nikolais Andersens), судоводитель и командир запаса Красной армии. К моменту его назначения уже был спланирован
и утвержден в Центральном комитете компартии Латвии целый ряд непопулярных решений, в том числе о переименовании на советский лад 19 латвийских судов: «Буденный», «Тимошенко», «Товарищ»
(вместо «Bieders»), «Красная звезда» (вместо «Sarkana Zvaigzne») и т. д.
Вслед за чисткой аппарата пароходства намечалась замена латышских капитанов на присланных из РСФСР.
Последующие события в Прибалтике оказались страшнее...
Продолжение статьи о первых трагедиях 1941 года читайте позднее на нашем канале или в сборнике "Гангут №64" (2011 г.)

© Е.Ю. Кобчиков, В.С. Коппельманн
Перед Вами фрагмент статьи из сборника "Гангут №64"/2011
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!