▪️Переедание, ▪️излишнее напряжение сил, ▪️болтливость, ▪️строгое следование правилам, ▪️пребывание в компании обычных людей и ▪️неустойчивость (переменчивость) ума — эти шесть (причин) разрушают йогу.
⠀
🔹Одним из основных препятствий йоги (или единения) является переедание. Когда тело переполнено пищей, оно становится вялым, а ум притупляется. Спустя некоторый период времени токсины, вырабатываемые телом, создают запоры, и вся физическая/ментальная система становится заблокированной.⠀
Если тело переполнено токсинами и является вялым, какого прогресса в садхане (практике) можно ожидать? Любая садхана, которой вы занимаетесь, действует как очищающее средство, так что вы просто будете зря тратить свое время, удаляя из тела эти токсины и болезни.
Однако, если вы будете избегать переедания и его последствий, садхана, которой вы занимаетесь, будет способствовать вашему более быстрому прогрессу. Свами Шивананда из Ришикеша и многие другие йоги утверждали, что живот должен быть наполнен наполовину пищей, на четверть водой и на четверть воздухом.
⠀
🔹Следующий совет заключается в том, что практикующий йог должен избегать перенапряжения тела и ума. Тяжелый физический труд или интенсивная умственная работа утомляют одну из энергетических систем, что может вести к дальнейшему дисбалансу между двумя энергиями.
Практикующие хатха-йогу должны сохранять и накапливать свой запас энергии для духовных целей и не должны расходовать его на совершение ненужных физических или умственных подвигов.
⠀
🔹Длительные разговоры рассеивают жизненную энергию и расходуют время, которое лучше бы было использовать для пробуждения внутреннего осознавания.
🔹Болтовня с людьми со слабыми моральными принципами, с низким уровнем сознания и с чувственными желаниями не может просветлить вашу душу, скорее их отрицательные вибрации будут плохо воздействовать на вас. Общество других людей и неуместные разговоры определенно отвлекают ум от садханы.
⠀
🔹Хотя Сватмарама и дает совет садхаке не придерживаться строгих правил, инструкции гуру должны строго выполняться. Что касается общественных ритуалов и религиозных доктрин, то они совсем не обязательно способствуют духовному прогрессу.
Садхана «не зависит от общественной морали; ее успех не обусловлен также выполнением религиозных практик. Строгое следование правилам сужает наш ум. Йога предлагает расширить наше сознание, а не ограничить его. Йог должен иметь свободный и открытый ум.
Если вы привыкли принимать холодную ванну каждое утро перед практикой, а однажды у вас не оказалось воды, это не должно беспокоить вас. Примите ванну тогда, когда сможете достать воду. Ваш ум должен быть гибким; вы должны быть в состоянии приспособиться к различным обстоятельствам.
⠀
🔹Неустойчивость означает несбалансированный обмен веществ в теле, неспособность сохранять одну и ту же позу требуемое время и переменчивость ума. Очевидно, что в подобных обстоятельствах йога не может быть достигнута.
При наличии физического, ментального, эмоционального и психического дисбалансов энергия рассеивается; но если энергия правильно канализирована, то все системы тела становятся стабильными, устойчивыми, и физическая и ментальная уравновешенность и стабильность устанавливаются автоматически.
Неустойчивость означает также колебательность и изменчивость силы воли. В один день вы встаете в три часа утра, а на следующий день спите до семи, потому что вам лень вставать. При наличии такой непоследовательности и нерегулярности обеспечен рост дисбаланса тела.
⠀
✔️Непоколебимый ум и крепкое тело порождают йогу.
⠀
➕Помимо этих препятствий есть и другие. В книге «Тантрараджа Тантра» говорится, что «шестью препятствиями для йоги являются ката (вожделение, похоть), кродха (гнев), лобха (жадность), моха (безрассудная страсть, слепое увлечение), абхимана (зависть) и мада (гордость)»
⠀
Шесть препятствий из хатха-йоги и шесть препятствий из тантры переплетены и взаимосвязаны между собой. Препятствия из тантры имеют более широкий характер и делают больший упор на проблемы ума.
📜Выше процитированы отрывки
из книги Хатха-йога Прадипика
Свами Сатьянанда Сарасвати©️