Запретная зона. СССР, 1988. Режиссери сценарист Николай Губенко. Актеры: Жанна Болотова, Кирилл Лавров, Нонна Мордюкова, Алла Ларионова, Иннокентий Смоктуновский, Всеволод Ларионов, Владимир Зельдин, Михаил Громов, Пётр Щербаков, Марина Полицеймако, Мария Скворцова, Николай Рыбников, Любовь Соколова, Леонид Куравлёв, Ольга Барнет, Мария Виноградоваи др.
Похоже автору замечательных картин «Подранки» и «Из жизни отдыхающих» Николаю Губенко в «Запретной зоне» изменила удача...
Бесспорно, от картины ожидалось многое. Рассказ о подлинных событиях лета 1984 года, когда ужасный смерч снес с лица земли несколько деревень и поселков, мог стать не только поводом для драматического сюжета, но и для анализа серьезных социальных и нравственных проблем, возникших после катастрофы. Увы, благородному и актуальному замыслу не суждено было воплотиться в полноценное художественное произведение.
На мой взгляд, вопреки авторским намерениям, на экране получилось нечто вроде бледной иллюстрации к газетной заметке. Схематичность сюжета, прямолинейность характеров, отсутствие живой атмосферы вывели фильм за рамки подлинного искусства. Разумеется,можно вослед Николаю Губенко гневно обличать «эпоху застоя», человеческую черствость, бездушность, соглашаться с ним в других социальных обвинениях, на которые он не скупится в своей ленте. Но, к несчастью, от этого она не наполнится художественностью...
Александр Федоров
Заряженные смертью. СССР-США, 1991. Режиссер Владимир Плотников. Сценарист Геннадий Орешкин. Актеры: Георгий Юматов, Артём Карапетян, Борис Быстров, Светлана Рябова, Александр Фатюшин, Антон Голышев, Вадим Андреев, Вячеслав Баранов, Алексей Родионов, Андрей Ташков, Тамара Сёмина, Владимир Антоник, Александр Кулямин, Улдис-Янис Вейспалс, Жанна Эппле, Владимир Трещалови др.
Сбежавшие из тюрьмы опасные преступники, контрабандисты, пограничники, американские летчики...
Все они по воле режиссера фильма «Заряженные смертью» сходятся в одном смертельном морском бою где-то на Дальнем Востоке...
Если бы подобный фильм снимался в Америке, то на первый план, несомненно, вышли бы головокружительные трюки, поражающие воображения кадры с горящими вертолетамии кораблями, четко отрепетированные драки, компьютерные спецэффекты...
У Владимира Плотникова не было привычных для среднего американского боевика десятков миллионов долларов, поэтому все происходящее на экране носит характер некой картонной условности...
Александр Федоров