Найти тему
Кирилл Вишнепольский

Последнее лицо: посмертные маски больших людей

Оглавление

Это так заманчиво: вглядеться, с каким выражением лица титан удалился в вечность. Может, даже извлечь какие-то уроки — хотя бы мысли. Или попытаться рассмотреть, что чувствовал этот человек в последнюю минуту.

Пушкин: «скоро ли это кончится?»

27 января (8 февраля) 1837 года под Петербургом в перелеске близ Комендантской дачи состоялась дуэль Александра Пушкина и Жоржа де Геккерна (Дантеса). Поэт был ранен в живот.

Маска А.С. Пушкина, гипс. С.И. Гальберг, 1837 г. © Государственный исторический музей
Маска А.С. Пушкина, гипс. С.И. Гальберг, 1837 г. © Государственный исторический музей

Вот цитата из работы «Последние дни жизни и кончина А. С. Пушкина. Со слов К. К. Данзаса», автор Александр Аммосов: «Ночью Пушкину стало хуже, им овладела болезненная тоска. По временам он засыпал; но ненадолго, беспрестанно просыпаясь, все просил пить, но пил только по нескольку глотков.

Обращаясь к Далю, Пушкин жаловался на тоску и слабость, говорил: „Скоро ли это кончится?“ Поутру 29 января он несколько раз призывал жену. <...>

Друзья его: Жуковский, князь Вяземский с женой, князь Петр Иванович Мещерский, А. И. Тургенев, г-жа Загряжская, Даль и Данзас были у него в кабинете. До последнего вздоха Пушкин был в совершенной памяти <...> жена Пушкина вышла из кабинета. В отсутствие ее началась агония, она была почти мгновенна: потухающим взором обвел умирающий поэт шкапы своей библиотеки, чуть внятно прошептал: „Прощайте, прощайте“, — и тихо уснул навсегда.

Диван, на котором Пушкин провел последние минуты жизни, кабинет в квартире на Мойке, 12. © Музей-квартира А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Диван, на котором Пушкин провел последние минуты жизни, кабинет в квартире на Мойке, 12. © Музей-квартира А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

Госпожа Пушкина возвратилась в кабинет <...> она упала перед ним на колени; густые темно-русые букли в беспорядке рассыпались у ней по плечам. С глубоким отчаянием она протянула руки к Пушкину, толкала его и, рыдая, вскрикивала: „Пушкин, Пушкин, ты жив?!“

Картина была разрывающая душу...».

Николай I: «умирал от горя и именно от русского горя...»

Император Всероссийский Николай I Павлович ушел 18 февраля (2 марта) 1855 года, за год до окончания Крымской войны. По официальной версии — вследствие пневмонии.

Маска Николая I, бронза. Клодт фон Юргенсбург, 1855 г. © Русский музей, Санкт-Петербург
Маска Николая I, бронза. Клодт фон Юргенсбург, 1855 г. © Русский музей, Санкт-Петербург

Лев Лурье, кандидат исторических наук: «5 февраля 1855 г. русские войска в Крыму совершают попытку разгромить тыловую базу врага — Евпаторию. Это последний шанс навязать противнику инициативу, внести в ход войны перелом. Император с напряжением ждет известий об операции. 12 февраля 1855 г. курьер принес во дворец весть о поражении под Евпаторией.

Это стало страшным ударом по самолюбию государя. Теперь следовало либо продолжать обреченную на поражение разорительную и кровопролитную войну, либо соглашаться на позорный мир. Ни проигрывать, ни сдаваться Николай I не желал и психологически не мог. Он слег, не принимал докладов, не желал знать, что происходит на театре военных действий.

„Факт был несомненный: Николай Павлович умирал от горя и именно от русского горя. Это умирание не имело признаков физической болезни, — она пришла только в последнюю минуту, — но умирание происходило в виде несомненного преобладания душевных страданий над его физическим существом“, — писал князь В. П. Мещерский.

Существует предположение, что Николай не хотел жить. <...> он просто прекратил сопротивление болезни и даже способствовал ее развитию. Например, вопреки рекомендациям врачей, не долечив грипп, в суровую февральскую пору совершал поездки, наносил визиты.

(Нижний) кабинет Николая I в Зимнем дворце, где прошли последние минуты императора, акварель. Константин Ухтомский, середина XIX в. © Государственный Эрмитаж
(Нижний) кабинет Николая I в Зимнем дворце, где прошли последние минуты императора, акварель. Константин Ухтомский, середина XIX в. © Государственный Эрмитаж

Граф Блудов в брошюре „Завещание и последние дни жизни императора Николая Первого“ (1856 г.) приводит диалог между императором и одним из его лечащих врачей от 9 февраля 1855 г. „Ваше Величество, — сказал доктор Карелль, — нет ни одного медика из Вашей армии, который позволил бы рядовому выписаться из госпиталя в таком положении, в каком Вы находитесь и при таком морозе (22 градуса). Ты исполнил свой долг, — отвечал Государь, — позволь же Мне исполнить Мой“.

В час пополудни Государь отправился в Экзерциргауз, не взяв даже предосторожности одеться потеплее обыкновенного».

Наполеон: смерть как сувенир

Император французов Наполеон Бонапарт ушел 5 мая 1821 года, проведя пять с лишним лет в изгнании на острове Святой Елены.

Маска Наполеона, гипс. Франсуа Карло Антоммарки, 1821 г. © Музей армии, Париж
Маска Наполеона, гипс. Франсуа Карло Антоммарки, 1821 г. © Музей армии, Париж

Марк Алданов, повесть «Святая Елена, маленький остров»: «У постели, в кресле, не сводя красных глаз с умирающего, сидел генерал Бертран. Граф Монтолон записывал в книжку все хоть немного походившее на слово, что срывалось с уст императора. Около десятка французов толпилось в кабинете и у дверей, ожидая последнего вздоха. В соседней комнате аббат Виньяли готовил свечи.

В пять часов сорок девять минут дня Антоммарки, взглянув в сторону постели, быстро подошел к ней, приложил ухо к сердцу Наполеона — и печально развел руками. Послышались рыдания. Граф Бертран тяжело поднялся с кресла и сказал глухим шепотом:

— Император скончался...

И вдруг, заглянув в лицо умершему, он отшатнулся, пораженный воспоминанием.

— Первый консул! — воскликнул гофмаршал.

На подушке, сверкая мертвой красотой, лежала помолодевшая на двадцать лет голова генерала Бонапарта».

© Государственный исторический музей
© Государственный исторический музей

Корсиканский врач Франсуа Карло Антоммарки, которого на Елену прислала мать Наполеона Мария Летиция сделал маску полководца. Копии этой маски в XIX веке были популярным сувениром, их можно было увидеть во многих домах Европы. Жутковато выглядит, конечно.

Сталин: как провожают сильного врага

Председатель Совета министров СССР Иосиф Сталин ушел 5 марта 1953 года вследствие кровоизлияния в мозг.

Маска Сталина, тонированный гипс. Матвей Манизер, 1953 г. © Государственный исторический музей
Маска Сталина, тонированный гипс. Матвей Манизер, 1953 г. © Государственный исторический музей

6 марта британская газеты The Times опубликовала некролог, вот выдержка из него: «Главный цвет, характеризующий Сталина — серый; седые и жесткие, как у барсука, волосы; ноздри и щеки серовато-белого оттенка; такие же усы, хотя в молодости Сталин был шатеном. Сталин говорил тихим голосом, двигался медленно, между тем его лицу было свойственно насмешливое выражение — как у человека, который все время посмеивается над одному ему известной шуткой. Иногда это выражение сменялось широкой улыбкой.

Часто, когда он говорил, его взгляд казался до странности отрешенным и отсутствующим, взгляд человека, думающего одновременно о двух или трех вещах. На лице Сталина читалась прежде всего уверенность, без следа нервозности; это было выражение силы и спокойствия, которое внезапно переходило в забавную бдительность.

Кровать, кушетка и шкаф в спальне Сталина, «Ближняя дача» в Кунцево, Н.И. Туранов, 1953 г. © Государственный исторический музей
Кровать, кушетка и шкаф в спальне Сталина, «Ближняя дача» в Кунцево, Н.И. Туранов, 1953 г. © Государственный исторический музей

Крепкий, хотя и не атлетического сложения, держащийся с достоинством и одновременно застенчивый, он, несмотря на свой маленький рост, добивался превосходства в любой группе, в которой оказывался...» (перевод Inosmi.Ru).

Ленин: посмотрите на его правую руку

Председатель Совета народных комиссаров СССР Владимир Ленин ушел 21 января 1924 года. Причина, указанная в официальном заключении: «распространенный атеросклероз сосудов на почве преждевременного их изнашивания».

Я прочел выдержки из «Дневника дежурных врачей» Ленина, который хранится в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ). И не решился ставить их сюда. Ни один из титанов, упомянутых в этой публикации, не ушел с миром в душе. Такова судьба: последние дни даются гению не для покоя, а в назидание потомкам.

Слепки кистей рук Ленина, гипс. Сергей Меркуров, 1924 г. © Государственный исторический музей
Слепки кистей рук Ленина, гипс. Сергей Меркуров, 1924 г. © Государственный исторический музей

Но все же. Посмотрите на слепок правой руки Владимира Ильича, сделанный 21 января. Пальцы сжаты в кулак в последнем усилии — или в попытке противостоять последней боли.

Каковы бы ни были оценки деятельности описанных героев, они люди. И все равно в этот момент их жалко. У них были близкие и друзья, которые горевали. Племянница Ленина Ольга Ульянова в 1999 году попросила продлить на 25 лет статус врачебной тайны для самых точных документов из РГАСПИ, касающихся смерти ее дяди: фармацевтической документации и результатов медицинских исследований.

Это правильно, наверное.