Найти в Дзене
Психолог Андрей Сокол

Как мы сходим с ума от любви.

Нам часто приходится слышать выражение: «потерял голову от любви». Часто мы видим вокруг себя таких людей и не можем объяснить их поведение. Бывает, такая ситуация происходит с нами. Что же кроется за всем этим? Какие механизмы приводят в движение такие огромные, сметающие все на своем пути силы? Незнание принципов работы мозга не освобождает от ответственности за последствия его деятельности. Давайте более глубоко попробуем разобраться в них. Ответим для себя на вопрос: что нами движет, рассудок или эмоция? Еще в индуистских ведах, древние философы разделяли ум и разум, считая, что движет человеком именно ум, следуя по руслу потока эмоций. С развитием науки в середине 20го века ученые начали проводить эксперименты на крысах, вставляя им электрод в мозг и стимулируя удовольствие (эксперимент Олдса). Опыт усложнили, крыса смогла получать стимулирование центра удовольствия самостоятельно при нажатии на рычаг. Зверьки с упоением жали на рычаг отказываясь при этом от пищи и воды, до тех п

Нам часто приходится слышать выражение: «потерял голову от любви». Часто мы видим вокруг себя таких людей и не можем объяснить их поведение. Бывает, такая ситуация происходит с нами. Что же кроется за всем этим? Какие механизмы приводят в движение такие огромные, сметающие все на своем пути силы?

Незнание принципов работы мозга не освобождает от ответственности за последствия его деятельности. Давайте более глубоко попробуем разобраться в них. Ответим для себя на вопрос: что нами движет, рассудок или эмоция?

Еще в индуистских ведах, древние философы разделяли ум и разум, считая, что движет человеком именно ум, следуя по руслу потока эмоций. С развитием науки в середине 20го века ученые начали проводить эксперименты на крысах, вставляя им электрод в мозг и стимулируя удовольствие (эксперимент Олдса). Опыт усложнили, крыса смогла получать стимулирование центра удовольствия самостоятельно при нажатии на рычаг. Зверьки с упоением жали на рычаг отказываясь при этом от пищи и воды, до тех пор, пока не умирали. Параллельно проводились и другие исследования лимбической системы. Дж. Пейпец описал цепочку взаимосвязанных структур названную в последствии кругом Пейпеца. Эмоциональное возбуждение возникает в гиппокампе, затем переходит в гипоталамус и через передние ядра таламуса в поясную извилину. Гиппокамп участвует в механизмах формирования эмоций, и в то же время за память и переход из кратковременной памяти в долговременную. Упрощенно и схематично говоря, яркая эмоция-долговременная память долгое и яркое воспоминание. Дисфункции гиппокампа отражаются на процессе закрепления следов прошлого опыта. Нарушение функций гиппокампа сказываются на закреплении прошлого опыта.

Лимбическая система, самое древнее его образование, как раз и отвечает за наши эмоции. Надкорковые образования, то есть, кора больших полушарий, отвечающая за наше образное мышление, творчество и социальную деятельность, образовалась гораздо позже. Информация, поступающая в наш мозг, сначала обрабатывается на подкорковом уровне, то есть человек сначала получает эмоцию и только потом осознает то, что он чувствует. И уже отсюда возникает потребность. Есть предположение, что существуют всего четыре базовых эмоции: страх, гнев, печаль и счастье. На их основе формируются вторичные - выученные эмоции и цепочки эмоций, они складываются при нашем взрослении, перенимаются из родительской семьи и окружающего мира, сверстников и значимых взрослых. При возникновении эмоций в лимбической системе вырабатывается соответствующий ей гормон. Поэтому, по сути, не важно какие эмоции мы испытываем, при регулярном появлении той или иной эмоции может возникнуть привыкание и соответственно желание испытать эмоцию снова. Здесь мы не придерживаемся теории Маклина о триединстве мозга (свою теорию он построил базируясь на круге Пейпеца ) и не спорим с ней. В то же время, не противоречим теории Анохина о функциональных системах. Последователи Маклина часто пытаются поделить людей на живущих эмоциями, не контролирующих себя, и людей, живущих разумом. Любое деление людей порочно по своей сути «все женщины меркантильны» тоже порочно, да, друзья мужчины? Но мы немного отвлеклись. Смысл в том, что каждый человек рождается с одинаковым набором возможностей, каждый способен научиться. Со временем базовые эмоции практически полностью заменяются эмоциями выученными, то есть вторичными. В итоге мы понимаем, что эмоции играют ведущую роль в нашем поведении. Но если бы мы действовали только на поводу эмоций, мы бы так и остались животными. Как же у нас получается себя контролировать?

Кора больших полушарий, неокортекс, самая большая часть нашего мозга, отвечающая за интеллект, социальное поведение, образное мышление и многое другое. Самое молодое образование нашего мозга и почти отсутствующее у животных. Для нас важно понимать, что здесь хранится наш образ самого себя, таким каким мы себя представляем и осознаем наш образ -стержень нашего я. Обычно мы воспринимаем его ассоциировано, находясь внутри, но человек может воспринять свой образ и диссоциировано, как бы посмотреть на себя снаружи, посмотреть на себя со стороны - важнейшее умение человека. Условно, наш образ в сознании имеет определенный размер. Информация о окружающем мире так же поступает к нам в виде определенных образов, различного размера. Для удобства понимания можно условно считать размер/вес этих образов в условных единицах или, к примеру в гигабайтах. Проходя через первичный фильтр лимбическую систему, образ наделяется эмоцией, для образа это своеобразный множитель увеличивающий его вес. Чем ярче эмоция, тем множитель будет больше. Дальше образ проходит в неокртекс где хранится наш собственный образ, здесь происходит сравнение образов, своеобразное взвешивание. Если поступающий образ-эмоция меньше нашего мы вполне можем справиться с ним. Здесь открывается множество вариантов от подавления эмоций до их конструктивной трансформации и применения. В том числе и то, что требует только механического решения ситуации с применением цепочек решений, сформированных научением.

Совсем другая ситуация складывается, когда поступивший образ больше образа нашего я. Тогда мы не способны обработать его осознанно. Условно говоря, он забирает у нас управление и проваливается в более глубокие центры управления, в древнюю лимбическую систему. Наглядный пример такой ситуации - паника в толпе. Образ толпы и происходящего на столько большой, что проваливается на столько глубоко и начинает управляться базовыми эмоциями, базовыми инстинктами «замри, напади, бей, беги». Социальные образования нашего я отключаются от управления тем сильнее, чем больше степень паники. Человек зачастую даже не может вспомнить что с ним происходило, ситуация просто не записывается в долгосрочную память, так как для выживания ее нужно обработать, очень быстро минуя культурные надстройки. Это же играет с нами злую шутку, так как осознанные надстройки нашего я отключены, человек может совершать действия, не ведущие к спасению, к примеру бежать не в безопасное место, а в эпицентр события. Другой пример привычка курения, начинается она с маленького образа, но обрастая вторичными потребностями и как следствие дополнительными эмоциями перерастает наш образ. Как она забирает у нас часть управления? Просто мы не можем бросить. Степень простоты бросания опять же зависит от величины образа. Как этот образ уменьшить? Критика не помогает. Сколько угодно мы можем говорить, что курить плохо и спокойно продолжаем это делать. Но если мы заберем у образа повышающие множители эмоций и покажем себе в каких сферах эти эмоции можем получить, образ уменьшится автоматически, бросание произойдет безболезненно. На основе подобного переключения построены большинство психологических техник избавления от зависимостей.

Отсюда и становится понятной причина неадекватного поведения в отношениях. При перерастании образа партнера нашего образа происходит частичная потеря управления нами своими действиями, и как и в случае с паникой, мы вполне себе можем бежать не в безопасное место, а прямо в эпицентр событий. Мы думаем, что действуем во спасение, а на самом деле только все разрушаем, сильней и сильней.

Как не попасть в такие ситуации. Как не банально это звучит «надА тренироваться», с помощью сознания мы способны влиять на различные сферы своей жизни ,наделяя их рядами вторичных-выученных эмоций. На этом, к примеру основан метод психосинтеза Роберто Ассаджиоли и школы из него вытекающие. К этому ведут Йоговские практики, берущие начало еще в древние времена. Масса примеров, когда люди еще во времена «до глубокого изучения психологии» умели владеть собой ставя свой образ выше паники и обстоятельств. Это не значит, что они смотрели на все с высока нацепив на голову корону величия, они были гармоничны. Ярким примером могут быть состоятельные пассажиры Титаника отказавшиеся покинуть судно, хотя их состояние и возможности позволяли спастись. ( Джон Джекоб "Джек" Астор IV , Бенджамин Гуггенхайм и другие) Они владели собой, крепко держа в своих руках управление своей жизнью, в критический момент они не поддались панике. То есть мы видим, что, работая над собой можно прекрасно жить именно в гармонии со своими эмоциональными качествами и использовать их в конструктивном русле. Тогда и о несчастной любви и потере головы от чувств вы будете читать только в книжках. Объем эмоций от прекрасного чувства не будет превышать пороговых значений, за которым лекарство трансформируется в яд. Современные техники психокинеза, нейролингвистического программирования, позволяют более глубоко познать себя, повысить свою стабильность и опереться на себя. Дело за вами.

Добра вам.

#психология любви #психология отношений #как мы любим