Найти тему
Dron-SD

Е-152 – 61 год

61 год назад – 21 апреля 1961 года впервые поднялся в воздух советский экспериментальный истребитель-перехватчик ОКБ «МиГ» – Е-152.

Е-152 с надписью Е166 в Центральном музее ВВС России в Монино. 2018 год.
Е-152 с надписью Е166 в Центральном музее ВВС России в Монино. 2018 год.

В конце 1950-х годов в ОКБ-155 (такое обозначение имело ОКБ «МиГ») началась работа над двумя вариантами самолетов, предназначенных для перехвата воздушных целей: Е-152 и Е-152А. Конструктивно они отличались хвостовой частью фюзеляжа. На Е-152 был установлен один двигатель Р15-300, а на Е-152А - два двигателя Р11Ф-300. Планировалось, что они будет нести новую разрабатываемую ракету класса «воздух-воздух» – К-9. Однако работы по ней были остановлены. Это привело к остановке программы летных испытаний проекта Е-152, которая к тому времени была выполнена на 60%.

Позже приняли решение переоборудовать имеющиеся прототипы в новый вариант Е-152П, который был задуман как базовый самолет для истребителя-перехватчика с более совершенной системой навигации и перехвата. Он отличался высоким гаргротом, а также новым фонарем кабины пилота без плоской лобовой части. В носовой части фюзеляжа было установлено переднее горизонтальное оперение с размахом 3,5 метра, которое предназначалось для улучшения продольной устойчивости при переходе звукового барьера. Однако построенная машина несколько отличалась от той, которую теоретически спроектировали и рассчитали в эскизном проекте. Поэтому переоборудований самолет получил обозначение Е-152М. В процессе испытаний цельноповоротное переднее горизонтальное оперение было снято, но на фюзеляже остались следы от его неповоротной корневой части.

В июле 1967 года, после завершения испытаний, Е-152М был продемонстрирован на выставке в аэропорту Домодедово. На борт самолета была нанесена надпись «Е166». Это название было придумано для Международной авиационной федерации с целью соблюдения традиционной советской конспирации при регистрации трех мировых рекордов, установленных на самолете.

К сожалению, Е-152М не пошел в серию. Программа была закрыта, а после выставки экспериментальный самолет был передан музею ВВС в Монино, где он находится по сей день.