Корякско-чукотская яранга
«На Север, на Север спешите, олени!» (Г. Поротов)
Поспешим и мы вслед за оленями – на север Камчатки, где живут кочевые коряки и камчатские чукчи. Эти оленеводы традиционно жили в переносных каркасных жилищах, покрытых оленьими шкурами.
Своё жилище они называли по-чукотски яран’ы, а по-корякски яян,а. Отсюда и «яранга».
Как же устроена яранга? Как её установить?
Пытаясь в нескольких предложениях описать схему установки яранги, приходишь к выводу, что лучшее определение дал северовед Сергей Стебницкий:
«Внутреннее устройство корякской яранги представляет собой довольно сложное переплетение шестов, и для человека непривычного требуется довольно длительное время, чтобы освоиться с её конструкцией».
Это относится и к яранге чукотской.
Поэтому нам, непривычным людям, лучше посмотреть видео, как устанавливают ярангу люди привычные. Тогда и устройство станет понятным.
Остов яранги очень прочен и способен выдержать сильнейший ветер.
После установки каркаса натягивают покрышку из сшитых вместе оленьих шкур шерстью наружу.
Несколько раз в год кочевники-оленеводы перевозили свой дом на новое место.
Традиционно устанавливали и разбирали жилище женщины. Работа нелёгкая.
Вспоминает Лилия Аслапова – она родилась в яранге и в детстве кочевала с родителями – оленеводами:
«Особенно тяжело зимой. Помню, как мы с мамой ставили юрту. Я маленькая была, четыре или пять лет мне было, помогала маме юрту ставить. Накрывали мы с ней юрту вдвоём. Она мне говорит: «Держись руками и всем телом виси на шкуре-покрытии, подтягивай на себя. Как только до земли достанешь, опять повыше поднимайся, опять виси на шкуре». Мама изнутри шкуру палкой поднимает, а я снаружи на шкуре болтаюсь: с одной стороны я, а с другой стороны подушка висит на верёвке. Вот мы с подушкой помогали маме натянуть шкуру-покрышку. А так, когда юрту ставят, желательно, чтобы человек восемь было».
Диаметр большой корякской яранги 8-9 метров.
Огонь разводился в середине наружной части яранги прямо под дымовым отверстием.
К стенам яранги с трех сторон подвешивали спальные пологи (1-2 по информации Л. Аслаповой; 3–4 по книге С. Стебницкого «Очерки этнографии коряков»). Их освещали и отапливали светильниками-жирниками; пол устилали ветвями ивы, карликовой берёзы и кедровым стлаником, покрывали оленьими шкурами.
Ночью, когда опускалась передняя стенка, полог оказывался плотно закрытым. После того, как в полог забирались члены семьи, в нём быстро становилось тепло даже при очень сильном морозе. Одеялом служили шкуры оленей.
Каждое стойбище – это несколько жилищ-яранг.
В чукотской яранге обычно проживала одна семья, в корякской могло жить несколько семей родственников.
Вот и наша яранга-инсталляция – для родственников и друзей; в её создании и обустройстве приняли участие не только коряки и чукчи, но и ительмены, камчадалы и русские.
Установил нашу ярангу в 2019 г. Сергей Кутынкавав, руководитель Центра детско-молодежного творчества «Школьные годы» (п. Палана). Покрышки и подушки в пологе сделаны из искусственного материала, который имитирует оленью шкуру.
Анатолий Ямна изготовил столик и деревянную утварь.
Народная мастерица Лилия Аслапова, знаток корякской и чукотской культуры, поставила стульчик из рогов оленя, сшила большие сумки и подарила предметы для обустройства.
А оленьи шкуры на полу у нас настоящие, мягкие – заходите в гости!
А посмотреть поближе на нашу ярангу можно здесь:
Если хотите подробнее познакомиться с традиционной культурой народов Севера – вам сюда 👈
До встречи в яранге, через две недели!
***
Статья публикуется в рамках проекта «ЭТНОплощадка: 50 историй нужных вещей с Натальей Дивниной». Два раза в месяц Наталья Валентиновна увлекательно рассказывает о простых предметах быта народов крайнего Севера. Подписывайтесь, чтобы знать больше о культуре народов России!
#50 историй нужных вещей #культура #кмнс #коренные народы севера #северные народы #камчатка #история россии #история дальнего востока #вокруг света #путешествия