Найти в Дзене
Исторические напёрстки

Что такое денацификация… от «V» до «Z»

Оглавление

Хотя точку зрения на объявленную президентом России Владимиром Путиным «денацификацию» выражал во многих материалах за 55 дней Спецоперации Z — вопросов Читателей не убавляется. Настало время собрать мысли вместе, невнимательных впредь одаривая специальной ссылкой. Понимаю общую тревогу, поскольку термин старательно обходится без толкования официальным Кремлём, Правительством, политиками. Самый загадочный аспект происходящего. Куда важнее «демилитаризации», с которой наша Армия справляется неплохо.

Денацификация — очень сложный процесс, имеющий не менее дюжины граней. Не формальный отказ (даже на уровне Конституции и законов) от существования в правовом поле радикальных националистических структур с их неонацистской идеологией. Если внимательно слушать Гаранта: речь идёт о «денацификации украинского государства». То есть, очень глубокие преобразования, растянутые во времени, затрагивающие все аспекты жизни общества «незалежной».

Историческая денацификация.

В решениях Потсдамской Конференции союзников по антигитлеровской коалиции летом 1945-го года явление было предельно точно очерчено, объявлялся курс на полное очищение немецкого общества от нацистской идеологии. Это стало рождением термина «денацификация». Были наказаны военные преступники, распущена NSDAP, прошли люстрации бывших членов партии, вычищен кадровый состав вооружённых сил Рейха и частей СС, других властных структур. Ещё один важный момент СССР, Англия и США зафиксировали так:

«Образование в Германии должно так контролироваться, чтобы полностью устранить нацистские и милитаристские доктрины и сделать возможным успешное развитие демократических идей».

Процесс шёл рука об руку с «демилитаризацией» — ликвидацией вооружённых сил Германии, военной и тяжёлой промышленности, общественных объединений, живущих традициями германского милитаризма. «Демократизация» шла по пути идеологической победы либеральных и левых партий, каждая страна-победитель поддерживала в своих оккупационных зонах привычную для себя идеологию. Проходила «децентрализация», максимальное ослабление влияния государственного центра на регионы, главы государства — на Правительство.

Вот и получаем в сухом остатке — юридическая «денацификация» была лишь формальным элементом глобальных преобразований в Германии и Австрии. Важным, но на фоне огромного пазла переборки жизни общества... наиболее быстро претворённым в жизнь. А вот устранение потенциальной агрессии немецкого народа на будущее... заняло немало времени, это был совсем другой сказ.

Провести «денацификацию» лишь формальным образом, чисткой законодательства — неисполнимая мечта. Должна пройти полная структурная переборка всего государства. Цель конечная? Чтобы ни один прежний идеологический догмат, привычка, традиция и установка не могли обосновать агрессию, внешнюю или внутреннюю, дискриминацию по этническому и политическому признаку.

Очевидный вывод: без военно-полицейского тотального контроля, как это было в Германии после 1945 года, увязанной с ликвидацией армии и флота, генштаба и системы военного образования, ВПК, децентрализации и полного переформатирования политической и общественной систем… денацификации не провести. Это первый ответ на вопрос.

Кстати, историческая денацификация Германии проходила по «территориальному кейсу» Ялтинской и Потсдамской конференций. Закончилось мероприятие… изменением государственных границ, особенно восточных. Дело не сколько в этническом преобладании какого-то населения, соображения были военно-стратегические. Денацифицированная Германия получила невыгодную для собственной военной агрессии конфигурацию границ, почти перестала представлять опасность для соседних стран с точки зрения военных.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Юридический аспект.

В случае денацификации Германии были регулярные решения Союзного Контрольного Совета, имевшего штаб-квартиру в Берлине. С января 1946-го года постоянно издавались «Директивы по денацификации». Сверху донизу охватывали группы конкретных людей, сортируя население на пять групп — от «военных преступников первой категории» до «непричастных». Для всех прописали понятные юридические процедуры и механизмы «денацификации», дали рекомендации по обращению. В нашей зоне оккупации они были проведены до конца. В зоне ответственности союзников — свёрнуты по понятным причинам.

Хотя именно США разработали самые детальные процедуры «денацификации», собираясь применить их к каждому немцу. Придумали «опросные листы», проверяли перекрёстной сверкой, при малейшем расхождении применялись санкции, люстрации, уголовная и административная ответственности. Но как только пахнуло «холодной войной», процесс свернули, англосаксам понадобились немецкие военные, силовики, управленцы и чиновники.

СССР собственную денацификацию очень быстро развернул в классовое русло, где фашизм понимался:

«открытой террористической диктатурой наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала».

Наиболее глубоко денацифицировали представителей всех «буржуазных партий», классово чуждые, капиталистические элементы и слои общества. Само собой, образовался дефицит кадров, даже в экономике, который лихорадочно восполняли остатками компартии Германии, возвращением в Германию эмигрантов из СССР, бывших членов Коминтерна. Они на первом этапе вводились в состав советских военных администраций на оккупированных территориях, потом начинали самостоятельное административное плавание. Со строгой отчётностью, само собой.

Как денацификацию проводить негоже — можно посмотреть на послевоенную Финляндию. СССР проводил её без военных оккупационных администраций, дело закончилось формальным осуждением части высшего финского руководства, присягнувшего Гитлеру. Очень быстро они были амнистированы, доживали век на неплохих пенсиях. А сама Финляндия, несмотря на объявленный нейтралитет, жила реваншистскими мечтами, русофобией, даже притязаниями на Карелию. Сегодня страна — без пяти минут член НАТО.

Фиксируемся на Украине.

Исторически «денацификация» должна проходить так: люстрация всех государственных деятелей киевского режима. А население разделено на юридические категории по степени вовлечённости в неонацистские и ультранационалистические формирования. Отстранены от должностей и обязательно наказаны (уголовно или административно) руководители госорганов, командование ВСУ и нацбатов, участники, организаторы и спонсоры территориальной обороны и «зоны АТО».

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Другая категория: нацистские идеологи, руководящие кадры СМИ и активные участники блогосферы, члены националистических, военизированных и гражданских формирований, псевдо-образовательных, культурно-исторических структур. С пожизненным запретом занимать должности в этих сферах. Кем заменить? Теми же, кто строил новую Германию под флагом ГДР. Украинцы и русские, после 2014-го года уехавшие из «незалежной», подвергшиеся репрессиям и гонениям (их тысячи) в ней самой, добровольцы из России.

Подавляющее большинство населения Украины не запятнало себя пособничеством с режимами Порошенко и Зеленского, пусть выходят из своих «крайних хат», избирают муниципальную власть политически нейтральную. Придётся много работать с военнопленными, как это было после 1945-го. Трудотерапия на Донбассе, специальные программы обучения и пропаганды, дерадикализация. Ведь после возвращения из советского плена за шутливое «Хайль Гитлер»… даже бывшие эсесовцы могли недалёкого балагура искалечить. Вот как мозги на место ставили.

С Украиной сложнее, чем с денацифицированным ГДР. На «незалежной» не было однопартийной системы, «украинство» (как националистическая идеология) с верхушкой из бандеровщины и неонацизма — носят диффузный, распределённый характер. А так называемое «гражданское общество» обладает чертами тоталитарной секты, зацикленной на собственном превосходстве. Это, если пользоваться формулировкой социолога Геллнера, — «квази-религиозное моральное гетто с националистической идеологией и механизмами его продвижения».

То есть, применим другой механизм, успешно опробованный на втором этапе денацификации Германии, когда появилось достаточно этнических немцев, пришедших во власть и общественные институты. Они не просто выявляли и люстрировали деятелей нацистских формирований, а занимались выявлением носителей радикальных взглядов. Из обычной гражданской среды, неважно, кто это был… престарелая мегера, многодетная мать или сопляк-подросток. Общественные работы и точка.

Во времена социальных сетей и цифрового «следа» — подобных сомнительных лидеров общественного мнения, идеологов и провокаторов выявлять просто, по опыту Херсона… достаточно жёсткой профилактической беседы, ежедневной работы с метлой в руках. А с появлением правовых механизмов административных штрафов, прямого запрета пользоваться таким активистам мобильными средствами коммуникации… явление сойдёт на «нет» очень скоро.

Идеология «украинства».

Здесь понимание присутствует, как именно проводить «денацификацию». Для начала дать чёткую формулировку такой идеологии, по пунктам и конкретно. Дело недолгое, пара «мозговых штурмов» дюжины пострадавших украинских интеллектуалов, побывавших в подвалах СБУ. Гадать долго не нужно, появятся формулировки о рамках украинского национализма и неонацизма, которые продвигались в школьных и вузовских учебниках, через структуры культуры, в инструкциях государственным, военным, силовым и муниципальным органам власти.

Придётся составлять списки напечатанных книг, методичек, законодательных актов, решений исполнительной власти. Отменять их, изымать из оборота, запрещать. Поскольку природа не терпит пустоты, параллельно придётся предъявлять (как в послевоенной Германии) идеологическую замену «украинскому неонацизму». Громадная проблема, если честно. Ведь после 1945-го года мир мог предложить для денацификации Рейха две модели устройства государства: либерально-демократическую и коммунистическую.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Что может предложить Украине… Россия, не имеющая собственной идеологии, — загадка. Стыдоба. С началом Спецоперации Z не появилось ни одной общественно-научной площадки, где умные люди могут обсудить альтернативу коррупционному и деструктивному либерализму постмодерна. Не проведены социологические опросы, изучающие политические, социальные запросы сплотившегося русского народа. Без понимания ситуация внутри себя — соваться на «незалежную»?

Идеология новой России не может быть классовой и коммунистической. Националистической тоже, косоворотка «Русского Мира» взамен «вышиванки» смотрится нелепо. Такой подход мгновенно вызовет обратный внутренний национализм, борьбу со всем «украинским». Не будет понят другими народами и этносами внутри России и в мире. Значит, придётся работать с ценностями интернационального патриотизма, единства исторической судьбы, социальной солидарности.

Заново рассказывать украинцам: цивилизационный путь они прошли, сохраняя идентичность с русским и белорусским народом, мы едины по происхождению и вере, никогда не различали друг друга по языку, размеру черепа, особенностям костюма и рецептуре варки борща. Всегда уживались не только друг с другом, но и сотнями других этносов. А разделяет нас одно: либеральная идеология расизма, породившая ультра-националистический неонацизм.

Это не просто красивые слова, а материальные субъекты для «де-либерализации». Как в России, так на Украине. Политические, общественные, образовательные, научные, культурно-этнические и прочие сферы придётся проверять, деятельность западных либеральных фондов и организаций — пресекать. Маскирующую их личину и овчину — срывать. Спокойно выпиливать из общественной жизни бесчисленные, большие и малые «Ельцин-Центры», вплоть до люстрации их представителей. Перевоспитывать либералов бесполезно, вступать в дискуссию с прожжёнными демагогами псевдонауки — тем более.

Дело не одного года, как нетрудно догадаться. Но отправная точка есть — школьные и университетские программы образования, от изобразительного искусства и уроков пения начальных классов — до углублённого изучения истории, особенно Великой Отечественной войны. Украине и России нужна переподготовка учителей, новые методички и учебники, контроль за качеством знаний учащихся. Где не будет «украинского» и «русского» народов, а лишь гармоничная эволюция восточно-славянского мира, расширение его границ.

Символы и сознание…

Понятное дело, первым делом «незалежную» придётся очищать от символики нацистских и ультра-националистических организаций, вводить уголовное преследование за их использование, пропаганду. Крамольную вещь скажу, но история должна быть честной: от нынешней символики украинского государства (гимна, тризуба и жовто-блакитного прапора) придётся избавлять страну, они имеют искусственный, ультра-националистический подтекст и происхождение. Не стоит бояться, мол… население привыкло, не осознаёт деструктивный глубинный смысл.

Немцы за 13 лет гитлеровского нацизма тоже привыкли к свастике, без усилия приняли цвета флага Веймарской Республики. Новая жизнь должна строиться под новым флагом. Каким будет — дискуссионный вопрос, не нам выбирать. Но знамя Победы и малиновый цвет Большой хоругви Войска Запорожского всем знакомы, отторжения у большинства населения «незалежной» не вызывают. Новый флаг, герб и гимн должны стать первейшими символами «денацификации», стать наглядным доказательством — угар неонацизма больше не вернётся.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Многие Читатели спрашивают: как провести личную «денацификацию» каждого украинца, они якобы затаят ненависть за разрушенный уклад жизни, никогда не станут братьями, будут ментально против всего русского. Предложу опять вернуться в послевоенную Германию. Этим вопросом озаботились американцы, сделали «денацификацию» каждого немца главной составляющей своей деятельности.

Опираясь на изобретённую Отделом психологической войны (PWD) Верховного Штаба союзных экспедиционных Сил идею «коллективной вины за преступления нацизма». Очень интенсивная, продолжительная пропагандистская кампания: плакаты с жертвами концлагерей «Немец — в этих зверствах виноват ты!»; тематические радиопередачи; статьи-передовицы в газетах, бесчисленные брошюры, информационные листки.

В течение нескольких лет миллионы немцев (в обязательном порядке) посещали концлагеря, участвовали в эксгумации и перезахоронениях тел жертв нацистских репрессий. А не осуждённая и не люстрированная «творческая интеллигенция», бывшие идеологи, писатели, интеллектуалы, теологи, философы типа Мартина Нимёллера, Карла Ясперса и Томаса Манна — формировали постоянный фон покаяния через толстые журналы, программы университетского образования, курсы лекций.

По-другому работали американцы в оккупированной Японии. Поскольку «чувства вины» в островной древней культуре не существует, была применена «концепция стыда», как внешнего порицания в обществе. Что зверскими преступлениями в Китае (особенно продвигались ужасы Нанкинской резни) — японцы «потеряли свое лицо». Не одержав военную победу… обрекли себя на понятное всей нации наказание, которое заключается в полной демилитаризации общества, личном позоре.

Выводы…

Способна Россия провести(по историческим чертежам) переформатирование самосознания народа Украины? Не уверен. Объясню: наши культуры близки, очень архаичны. Русскому человеку понятно «чувство вины» и «чувство стыда», это особенность полиэтнического народа, моста Запад-Восток. Но украинцев за последние восемь лет погрузили в искажённую реальность, ультра-националистическую. К малоросской «хате с краю» и волынской «нас-то за шо» намешали чувство превосходства на русскими.

Социальные психологи говорят — если Россия хочет сплясать на граблях советского периода, напирая на «братство народов»… то страшно ошибётся. Сейчас подобные проявления чувств будут расценены слабостью, возможностью «надуть наивных братьев». Пока из украинского общества не будет (через «чувство вины») удалена идеология превосходства «нам все должны», а во всех бедах виноват кто угодно, только не украинцы — всё закончится бандеровщиной.

Общество «незалежной» обязано протрезветь. Понять, что своим равнодушием, приспособленчеством, конформизмом, хиханьками-хаханьками… оно потерпело реальное и символическое поражение. Произошёл безоговорочный разгром прежней идеологии и государственности. Если останется хоть один символ прежней жизни, ассоциация с «незалежной Украиной» в прежнем понимании, без чувства стыда и вины — Россия проиграет «денацификацию».

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Карательные меры, СМЕРШ и ГУЛАГи… вот рецепт ура-патриотов. Товарищи дорогие, система так не сработает, действенны лишь честные механизмы реабилитации, пресловутое будущее. Почему СССР наиболее глубоко денацифицировал ГДР? Без концлагерей, морального террора, покаянного искупления… как это было в оккупационной зоне США? Товарищ Сталин предложил немцам уникальный рецепт: попробуйте отождествить себя с победителем, понять его цели и задачи.

Восточным немцам не прививали чувство вины-стыда, возложив ответственность на тотальную пропаганду национал-социалистов, круговую поруку «на крови». На знамёна нового государства поместили другую идею — наследия борьбы немецких антифашистов, борцов Сопротивления. Они стали костяком будущего руководства ГДР.

Схема реабилитации была проста, аки пасхальное яичко: если поддерживаешь новую власть, честно работаешь или служишь... ты тоже победитель. А не униженный военным поражением недочеловек. Так Восточная Германия избавилась от идей реваншизма, спокойно приняла идеи отрицания нацистской идеологии в общественной жизни.

Западной Германии повезло меньше, нацистский морок сознания немцев придавили «чувством вины», подвергнув ФРГ тотальной американизации образа жизни. Говоря: немецкие национальные идеи привели к страшному поражению. Берите наши, демократические из Нового Света, будет вам счастье. Без глубокого осознания, побеждённые стали отождествлять себя с победителями. Но хитрость англосаксов привела к полной потере Германией государственной субъектности.

Способны мы провести денацификацию Украины по советским образцам? Пока нет, у самих рыльце в либеральном пуху. Во всяком случае, у власть предержащих. Пока не появится «прямая линия» общения с народом России, который в своём самосознании за 55 дней далеко обогнал наши «псевдо-элиты», пока не сформулирована идеологическая альтернатива нового образа жизни и развития собственного государства — лучше с советами на «незалежную» не ходить. Пока побеждать неонацизм на поле боя, ковать новый образ Воина-Победителя. А там как карта ляжет…

-7
Исторические напёрстки

#россия и украина #военная спецоперация на украине #денацификация германии #нато #украинские националисты #денацификация украины #всу #спецоперация z #идеология украинства #мировая политика

СВО
1,21 млн интересуются