Великобританец сэр Ридли Скотт фильмографией своей доказал, что относится к числу тех редких режиссёров, которым удаются фильмы любого жанра. Но, если взглянуть на его творчество ретроспективно, нетрудно заметить, что – так уж вышло – чаще всего он снимал исторические фильмы. И наснимал их столько, что впору выстраивать по ним хронологию развития человечества.
13-й век до нашей эры, освобождение евреев из египетского плена - «Исход: Цари и боги» / Exodus: Gods and Kings (2014)
Став после смерти отца новым фараоном, Размес II с удивлением узнаёт, что военачальник Моисей, с которым он вместе рос, по происхождению – еврей. Для того это тоже становится новостью крайне неприятной, ведь евреи – самый бесправный народ в Египте и используются в качестве рабов. Моисей не хочет этого принять, но постепенно начинает сбываться пророчество, и он становится во главе движения рабов за освобождение из египетского плена. И Бог разговаривает с ним через своего посланника, которого больше никто из окружающих не видит.
«Исход» - один из самых неудачных фильмов постановщика. Но провалы Ридли Скотт – на зависть менее талантливым и ярким кинематографистам. Поэтому на каждый минус «Исхода» легко найти жирный, прощающий многое плюс. В фильме заметен определённый мискаст (Рамзес с лицом игрока в американский футбол?! Джон Туртурро в роли могущественного фараона?!). В нём есть некоторая эмоциональная отстранённость. В нём слишком «скороговоркой» рассказывается о казнях египетских. Но, вместе с тем, «Исход» - это величественное кинополотно с живописными (как всегда у Скотта) кадрами, масштабными баталиями и эпическим стилем повествования. Кристиан Бэйл в роли Моисея старается отойти от образа идеального праведника и своего персонажа показывает объёмным, не без недостатков. В итоге, одна из творческих неудач Ридли Скотта оборачивается одной из лучших экранизаций библейского текста за всю историю кино.
180 год н.э., расцвет Римской империи - «Гладиатор» / Gladiator(2000)
Угасающий в военном походе последний из «хороших» римских императоров Марк Аврелий хочет передать трон не сыну Коммоду, а верному своему полководцу Максимусу. Узнав об этом, Коммод в приступе гнева и ревности умерщвляет отца, не дав ему осуществить задуманное. Максимуса он приказывает казнить, но тому удаётся бежать. А вскоре в провинции Римской империи появляется таинственный гладиатор по прозвищу Испанец, который отважно сражается на арене, поражает всех своим благородством и добивается встречи с новоявленным императором.
Глупцы, путая художественный игровой фильм с документалкой или даже учебником истории, обвиняли Ридли Скотта в неточном изложении реальных фактов и выискивали огрехи («Ах, у них гладиатор в славянском шлеме!»). Более благодарные зрители в это время наслаждались шикарной операторской работой, роскошной работой декораторов и костюмеров и захватывающими сценами гладиаторских сражений. На этом заведомо зрелищном материале Ридли Скотт выстроил простой, но вместе с тем мудрый рассказ о том, как благородство и смелость самого бесправного человека способна сделать его более могущественным, чем правитель мира. После «Гладиатора» возродился жанр пеплума и на экраны кинотеатров вернулись люди в тогах и сандалиях, с мечами наперевес.
1184 год, Крестовые походы – «Царство небесное» / Kingdom of Heaven (2005)
Молодой кузнец Балеан (актёр Орландо Блум) теряет жену, но обретает отца. Родитель его оказывается из «благородных» - рыцарем Годфри де Ибелином (актёр Лайам Нисон), на короткое время вернувшимся во Францию из Крестового похода. Назад, в далёкий Иерусалим рыцарь отправляется в сопровождении сына. На святой земле оба надеются получить отпущение грехов. Но путешествие предстоит крайне опасным и до Ближнего Востока суждено добраться не всем путникам. А настоящие опасности начнутся в самом Иерусалиме. Святой город, захваченный христианами, мечтают вернуть мусульмане под предводительством великого воина Салах Ад-Дина. Хрупкий мир с трудом сохраняет лишь мудрое правление короля Балдуина, но тот серьёзно болен, и война неизбежно начнётся.
«Царство небесное» ждала та же судьба, что и многие фильмы Ридли Скотта. В год выхода на экраны основная масса зрителей его проигнорировала, так что в американском прокате 130-миллионый исторический блокбастер собрал смехотворные 47 миллионов долларов, а в мировом - тоже далеко не утешительные 218 миллионов. Зато со временем фильм обрёл верных поклонников. И теперь, спустя 17 лет, совершенно очевидно, что это – одна из лучших лент о крестовых походах, из когда-либо снятых. И масштабные, натуралистичные побоища – не самое главное её достоинство. «Царство небесное» - ещё один шедевр на столь любимую режиссёром тему богоискательства – отличается великолепными актёрскими работами, талантливым сценарием и отличным операторским видением.
1199 год, англо-французские войны - «Робин Гуд» / Robin Hood (2010)
После гибели во время осады французской крепости короля Ричарда Львиное Сердце один из его лучников – Роберт Лонгстрайд – вместе с несколькими однополчанами бежит с поля боя. Ему надоели военные приключения, и он мечтает о мирной жизни в родной Англии. Родина, однако, встречает Робина неприветливо – нищетой, военными поборами и самодурством нового короля. Беглец от войны оседает в Ноттингеме, где ему дают приют слепой отец и вдова погибшего воина. Однако, ситуация в стране складывается так, что Робину скоро вновь приходится взяться за оружие, чтобы противостоять вторжению французов.
Редкий случай в фильмографии Скотта, когда фильм снимался явно без воодушевления, а потому получился очень скучным. Произошло это ещё и потому, что полу-фэнтезийные приключения Робин Гуда, обычно весёлые и лихие, решено было показывать в максимально реалистичном ключе. К тому же, героев значительно состарили: Робину у Ридли Скотта идёт пятый десяток, а его пассии Марион – «сорокет». С другой стороны, «Робин Гуд» 2010-го года – кино высокопрофессиональное, и придираться к нему довольно сложно (если только за критическую мишень не брать историческую достоверность). Всё в нём крепко и мастеровито. Но режиссёр сработал с ленцой, не пытаясь наполнить фильм обычными своими размышлениями о Боге и жизни. Так же лениво отработали и актёры. В отличие от «Царства небесного» здесь нет ни одного «смачно» отыгранного персонажа.
1370 - 1386, средневековое рыцарство – «Последняя дуэль» / The Last Duel (2021)
Многие критики обратили внимание на очевидное - в «Последней дуэли» Ридли Скотт пользуется той же сюжетной схемой, которую применил Акира Куросава в своём великом фильме «Расемон» 1950-го года. Одна и та же история рассказывается от лица трёх разных людей, и каждый раз – по-разному. Но только если у Куросавы рассказчики лгали, пытаясь выгородить себя, а потому и рассказы их очень сильно разнятся, то у Скотта всё несколько тоньше. В «Последней дуэли» три рассказчика не лгут, но поскольку «каждый - герой в своей истории» то и повествования у них отличаются лишь интонациями. Сюжет – тот же самый, а вот суть – совершенно разная.
Пересказываемая трижды история начинается с баталии, в которой вассал короля Жан де Карруж спасает жизнь другому королевскому вассалу – Жаку ле Гри. Но ни подвиги, ни честное служение не приносят де Карружу счастья. Наоборот, его земли отдают ле Гри, как и звание капитана. Последней каплей становится известие о том, что в отсутствие супруга ле Гри насильничает жену друга. Де Карруж, понимая, что суд встанет на сторону обласканного властителями противника, требует Божьего суда и вызывает ле Гри на рыцарскую дуэль. Тот, кто в ней выживет, тот и прав. Но ставка – не только жизни дуэлянтов. На кону и жизнь жертвы насилия – если её муж проиграет в дуэли, Маргариту де Карруж сожгут на костре за ложное обвинение человека с рыцарским званием.
1492, обнаружение Нового Света – «1492: Открытие рая» / 1492: Conquest of Paradise (1992)
В конце 15-го века мореплаватель Христофор Колумб пытается убедить испанцев снарядить морскую экспедицию на Запад, чтобы открыть новый путь к Азии. Для достижения заветной цели ему приходится прорываться через закостенелость европейских учёных, через ищущих во всём ересь церковников и через скепсис испанской знати, которая не рискует проспонсировать сомнительное путешествие. И только обещание раздобыть золото, да личное покровительство королевы помогают Колумбу добиться того, что три корабля отчаливают от берегов Испании и идут туда, где им будет суждено открыть Новый Свет.
Сильно недооценённое кино. Его затевали сделать «к дате» - к 500-летию плаваний Христофора Колумба. Фильм стоил почти 50 миллионов долларов, и каждая потраченная купюра видна на экране. Для фильма построили настоящие парусники, копии «Пинты», «Санта-Марии» и «Ниньи», возвели сложные декорации, по-настоящему поднимали тяжеленный колокол. Для исторических персонажей пошили пышные костюмы. Для сцен на только что открытых островах огромная съемочная группа выезжала в реальные джунгли Коста Рики. В этих непростых командировках участвовали и звёзды фильма – Жерар Депардье, Чеки Карио, Майкл Уинкотт (королевская роль Сигурни Уивер поездок в джунгли не предполагала, как и роль Арманда Ассанте). Возможно, зрителей разочаровало то, что Ридли Скотт минимальное время уделил собственно плаванью. Зато сосредоточился на конфликтах одержимого мореплавателя с испанской знатью, с инквизицией и учёными того времени, на его взаимоотношениях с семьёй, на трудностях, которые встречают людей на неведомой земле.
1800 – 1816, Наполеоновские войны - «Дуэлянты» / The Duellists (1977)
В перерыве между бесконечными военными кампаниями императора Буанопарте задира-гренадёр Габриэль Феро развлекает себя дуэлями. За нанесение серьёзного ранения племяннику губернатора Сардинии его приказывают взять под арест. Выполнить приказ направляют спокойного и рассудительного Армана Д’Убера. Но драчун и того умудряется вызвать на дуэль, да в такой форме, что отказаться молодой гусар не в состоянии. Получив травму во время их поединка, Феро не только не успокаивается, но и ещё больше закипает ненавистью к Д’Уберу. Он преследует миролюбивого француза и, где бы его ни застал – в снегах России, среди пейзажей родной Франции, - вынуждает возобновлять дуэль.
Редкий случай – первый же фильм начинающего постановщика получился настолько великолепным, что получил номинацию на «Золотую пальмовую» ветвь и приз за лучший дебют Каннского кинофестиваля. На основе короткого произведения Джозефа Конрада молодой британец сумел поставить яркую историческую картину, в которой зашифровал ощутимый антивоенный посыл. Бессмысленная и ожесточённая вражда между двумя соотечественниками и однополчанами становится в «Дуэлянтах» метафорой любой войны. Бюджет дебютанту выделили мизерный – меньше миллиона долларов. Но Ридли Скотту это не помешало сделать шикарный костюмный фильм с потрясающими актёрскими работами. И уже в дебюте можно заметить те составляющие, которые отличают фильмы Ридли Скотта: любовь к сильным женским персонажам, умение выстраивать живописные кадры, склонность вкраплять в изысканный визуал натуралистичные, отталкивающие детали.
1993, военные столкновения в Сомали, - «Падение «Чёрного ястреба»» / Black Hawk Down (2001)
После гражданской междоусобицы в Сомали и вмешательства США, ООН приняло решение ввести миротворческие силы в африканскую страну. Спокойней от этого не становится – гуманитарная помощь разграбляется местными «повстанцами», на американских солдат совершаются одиночные нападения. Чтобы стабилизировать обстановку, американское командование решает устранить «генерала» боевиков, а для того, чтобы узнать местоположение его тайного убежище, отправляет своих пехотинцев под прикрытием «вертушек» в самый центр неподконтрольного города – за заложниками. Однако, запланированный «быстрый наскок» срывается, и военному штабу приходится уже думать о том, как вытащить своих солдат с превратившихся в огненный ад улиц.
Свой военный боевик Ридли Скотт поставил по принципам, более свойственным фильмам катастроф. Первые полчаса он отводит подробному, дотошному знакомству с многоликим героем – американскими военными (среди них до конца фильма главный герой так и не выделится). А последующее действие превращается в нон-стоп экшн, в бесконечные перестрелки, погибнуть в которых может вообще каждый из персонажей, вне зависимости от известности актёров, которые их изображают. «Падение «Черного Ястреба»» кажется фильмом милитаристским, прославляющим подвиги американской армии. Но, если смотреть внимательно, то становится заметно, что Ридли Скотт вставил в картину несколько сцен, которые вплетают в него антивоенный посыл и даже критические – по отношению к армии – замечания.
Смотрите так же: Все фильмы Джэймса Кэмерона