Найти тему
Петербургский Дюма

О ХУНВЕЙБИНАХ и ХОЛУЯХ

Хунвейбин.

По смыслу это "красный охранник" китайской культурной революции, а по сути — погромщик, при поддержке властей уничтожавший культурные ценности во второй половине 1960-х годов.

Давний успешный почин товарищей из Китая не даёт покоя современным российским товарищам...
...но про это в другой раз. Тем более, в истории России тоже была кампания вроде китайской
"Сокрушим четыре пережитка", и ещё большой вопрос, кто у кого учился.

Холуй.

Слово у большинства ассоциируется с прислужниками-лизоблюдами, но для знатока культуры это название центра народного художественного творчества, городка на Ивановщине по соседству с Палехом.

Холуйские и палехские художники начинали с создания недорогих лаковых миниатюр для Троице-Сергиевой лавры. Со временем живопись в узнаваемом стиле стали покупать ценители искусства не только в России, но и далеко за её пределами.

А в годы советской власти мастерам лаковой миниатюры приходилось проявлять недюжинную фантазию и творить своими тонюсенькими кистями настоящие чудеса, чтобы выжить.

Революция раскрепостила художников — и обрекла на голодную смерть. Миниатюры на шкатулках и портсигарах ушли в прошлое вместе с иконописью и прогнившим царским режимом, а на свет появились росписи по коробочкам из папье-маше с увлекательными сюжетами. "Селькор Дуняша", "Встреча Ленина на Финляндском вокзале", "Изба-читальня", "На страже революции", "Мандат на продразвёрстку"...

В моём личном рейтинге на недосягаемой высоте находится работа преподавателя и директора Палехского художественного училища Николая Михайловича Зиновьева.

Сюжет — на уровне Босха, и называется соответственно: "Суд пионеров над Бабой Ягой".

Увековеченный подвиг юных хунвейбинов датирован 1933 годом и хранится в Государственном музее Палехского искусства в Ивановской области.