Найти тему
The Music That Rocks

Актуален, как никогда. Roger Waters 'Amused To Death' (1992)

God wants TV

God wants war

Обложка переиздания 2015
Обложка переиздания 2015

Пять лет разделяет амбициозный и глубокий Radio K.A.O.S. и его идейный последователь - Amused To Death. Обе работы необходимо ставить вместе, но одну за другой. Уотерс развивает и углубляет темы, обозначенные на своём предыдущем концептуальнике, попутно поднимает другие, существенно продвигаясь вперёд. Как будто сначала он написал повесть, а потом продолжил повествование в виде романа, но в той же вселенной (только с другими героями). В рассматриваемом же случае – то было радио, а теперь мы вступаем в эпоху телевидения.

Но при этом как же всё-таки огромна пропасть между диском 1987 и работой 1992! В первую очередь, со звуковой стороны. С исчезновением всех признаков 80-ых, порой режущих слух на «Радио», ушли как будто отвлекающие факторы, мешающие сосредоточиться на идейном посыле и музыкальной наполненности. Их здесь нет и в помине, каждый звук и нота выверены, а ремастеринг 2015 так вообще вдохнул в студийник новую жизнь, сдунув с него пыль пары поколений. Объёмный и сочный звук, всю прелесть и мощь которого нужно оценивать, как минимум слушая пластинку в наушниках, а как настоятельная рекомендация – на хорошем проигрывателе CD или винила.

-2

Титанический труд, проведённый над созданием альбома, впечатляет. 18 месяцев записи на 10 различных студиях, более 40 привлечённых музыкантов и различного звукозаписывающего персонала… И, что удивительно, всё это чувствуется при прослушивании (зачастую как раз бывает наоборот)! Ощущение, что смотришь фильм, который самовоспроизводится у тебя в голове при помощи музыки, звуков и голосов. Бесшовное повествование этой рок-оперы погружает в себя и 70 с небольшим минут незаметно пролетают.

Незаметно для временного восприятия, но не для впечатлений и сопереживания. Под стрекотание сверчков, шум телевизора и клацканье переключаемых каналов мы будем наблюдать за главным героем, который тут представлен обезьяной, как раз случайно и меняющей каналы. Она символизирует любого, кто сидит с открытым ртом перед новостями из того самого ящика и мне здесь даже добавить нечего. Точный образ.

Оригинальная обложка первоначального издания
Оригинальная обложка первоначального издания

Все фирменные приёмы Уотерса здесь в изобилующем наличии – ворох звуковых эффектов, лиричные перечисления (самые яркие – в трёх частях What God Wants), женский вокал, хор, разговоры, выступления, возгласы, крики людей важных и второстепенных, звуки природы, цивилизации, скрипы, шорохи, выстрелы, взрывы и много-много чего ещё. Перемежаемые музыкой, они создают значительный эффект вовлечения и присутствия. Сразу несколько музыкальных слоёв / фонов присутствуют почти на каждом номере и все их впору разбирать на части и заново собирать при повторных прослушиваниях.

Отдельно необходимо отметить гитарные партии, которые здесь представлены работами нескольких гитаристов, включая Джеффа Бека и самого Уотерса. Мастерски вкраплённые в полотно треков, они усиливают мелодические интонации, добавляют объём и усиливают рок-составляющую, но не перетягивают оделяло на себя.

Темы телевидения, его власти, зомбирования масс тесно переплетаются с войной, глобальными и частными конфликтами, религией и религиозным фанатизмом, властью больших кошельков, базирующихся на самых низменных и примитивных инстинктах толпы (хлеб и зрелище). И музыкальная подача всего этого порой создает резкий контраст между тем, о чём повествуется и как именно. Более того, настроения в рамках одного трека могут внезапно меняться, обрываться и трансформироваться.

Так, например, почувствуйте разницу во вступительной композиции между старым ветераном, описывающим смерть товарища, которого он был вынужден оставить на ничейной земле, под угрозой забвения, и девочкой, бодро вещающей вот это:

«I don't mind about the war, that's one of the things I _like_ to watch, if it's a war going on, 'cause then I know if our side's winning, if our side's losing...»

(не находите никакие параллели?).

Или вот эти строчки в Perfect Sense:

«Memory is a stranger. History for fools. And he cleaned his hands in a pool of holy writing».

Или вот:

«But that’s okay see the children bleed – It’ll look great on the TV»

(Late Home Tonight).

Война в итоге действительно превращается в развлечение, которое комментируют в прямом эфире ведущие. И как определение ко всем известным сейчас событиям можно просто взять название песни «The Bravery Of Being Out Of Range», а всё её содержание как нельзя лучше отражает суть происходящего. Как будто не было 30 лет и альбом вышел вчера.

Ещё одна важная мысль – как только интересы одного лица или группы лиц (коллектива, силы, нации и т.п.) начинают ставиться во главу угла, то близка катастрофа. Отсюда идут войны, конфликты, трагедии – от всего того, что кем-то преподносится, как самое главное, как то, что угодно Богу (What God Wants). И как только эти призывы получают поддержку, то случается непоправимое (это раскрывается в Too Much Rope).

И, в отличие от Radio K.A.O.S., итог печален. Уотерс не оставляет человечеству шанса и оно вымирает. В заглавной и заключительной композиции инопланетные антропологи, найдя останки людей, делают вывод о причине гибели цивилизации. Этот вывод и вынесен в название альбома.

Единственный, кто находит успокоение и счастье в финале – тот же самый старый ветеран из первой песни. Он рассказывает о том, что многие годы спустя увидел имя своего товарища на мемориале с указанием места, где тот пропал без вести. Это успокоило душу и совесть старика.

Единицы погибают вместе с миллиардами в надежде на сохранение и перенос в будущее своих сокровенных и объективно лучших качеств.

Такой вот альбом вышел у Роджера Уотерса в далёком 1992 г.

Звучит – во всех смыслах.

Оценка: 4/5

Источник изображений: Яндекс.Музыка и www.discogs.com