God wants TV
God wants war
Пять лет разделяет амбициозный и глубокий Radio K.A.O.S. и его идейный последователь - Amused To Death. Обе работы необходимо ставить вместе, но одну за другой. Уотерс развивает и углубляет темы, обозначенные на своём предыдущем концептуальнике, попутно поднимает другие, существенно продвигаясь вперёд. Как будто сначала он написал повесть, а потом продолжил повествование в виде романа, но в той же вселенной (только с другими героями). В рассматриваемом же случае – то было радио, а теперь мы вступаем в эпоху телевидения.
Но при этом как же всё-таки огромна пропасть между диском 1987 и работой 1992! В первую очередь, со звуковой стороны. С исчезновением всех признаков 80-ых, порой режущих слух на «Радио», ушли как будто отвлекающие факторы, мешающие сосредоточиться на идейном посыле и музыкальной наполненности. Их здесь нет и в помине, каждый звук и нота выверены, а ремастеринг 2015 так вообще вдохнул в студийник новую жизнь, сдунув с него пыль пары поколений. Объёмный и сочный звук, всю прелесть и мощь которого нужно оценивать, как минимум слушая пластинку в наушниках, а как настоятельная рекомендация – на хорошем проигрывателе CD или винила.
Титанический труд, проведённый над созданием альбома, впечатляет. 18 месяцев записи на 10 различных студиях, более 40 привлечённых музыкантов и различного звукозаписывающего персонала… И, что удивительно, всё это чувствуется при прослушивании (зачастую как раз бывает наоборот)! Ощущение, что смотришь фильм, который самовоспроизводится у тебя в голове при помощи музыки, звуков и голосов. Бесшовное повествование этой рок-оперы погружает в себя и 70 с небольшим минут незаметно пролетают.
Незаметно для временного восприятия, но не для впечатлений и сопереживания. Под стрекотание сверчков, шум телевизора и клацканье переключаемых каналов мы будем наблюдать за главным героем, который тут представлен обезьяной, как раз случайно и меняющей каналы. Она символизирует любого, кто сидит с открытым ртом перед новостями из того самого ящика и мне здесь даже добавить нечего. Точный образ.
Все фирменные приёмы Уотерса здесь в изобилующем наличии – ворох звуковых эффектов, лиричные перечисления (самые яркие – в трёх частях What God Wants), женский вокал, хор, разговоры, выступления, возгласы, крики людей важных и второстепенных, звуки природы, цивилизации, скрипы, шорохи, выстрелы, взрывы и много-много чего ещё. Перемежаемые музыкой, они создают значительный эффект вовлечения и присутствия. Сразу несколько музыкальных слоёв / фонов присутствуют почти на каждом номере и все их впору разбирать на части и заново собирать при повторных прослушиваниях.
Отдельно необходимо отметить гитарные партии, которые здесь представлены работами нескольких гитаристов, включая Джеффа Бека и самого Уотерса. Мастерски вкраплённые в полотно треков, они усиливают мелодические интонации, добавляют объём и усиливают рок-составляющую, но не перетягивают оделяло на себя.
Темы телевидения, его власти, зомбирования масс тесно переплетаются с войной, глобальными и частными конфликтами, религией и религиозным фанатизмом, властью больших кошельков, базирующихся на самых низменных и примитивных инстинктах толпы (хлеб и зрелище). И музыкальная подача всего этого порой создает резкий контраст между тем, о чём повествуется и как именно. Более того, настроения в рамках одного трека могут внезапно меняться, обрываться и трансформироваться.
Так, например, почувствуйте разницу во вступительной композиции между старым ветераном, описывающим смерть товарища, которого он был вынужден оставить на ничейной земле, под угрозой забвения, и девочкой, бодро вещающей вот это:
«I don't mind about the war, that's one of the things I _like_ to watch, if it's a war going on, 'cause then I know if our side's winning, if our side's losing...»
(не находите никакие параллели?).
Или вот эти строчки в Perfect Sense:
«Memory is a stranger. History for fools. And he cleaned his hands in a pool of holy writing».
Или вот:
«But that’s okay see the children bleed – It’ll look great on the TV»
(Late Home Tonight).
Война в итоге действительно превращается в развлечение, которое комментируют в прямом эфире ведущие. И как определение ко всем известным сейчас событиям можно просто взять название песни «The Bravery Of Being Out Of Range», а всё её содержание как нельзя лучше отражает суть происходящего. Как будто не было 30 лет и альбом вышел вчера.
Ещё одна важная мысль – как только интересы одного лица или группы лиц (коллектива, силы, нации и т.п.) начинают ставиться во главу угла, то близка катастрофа. Отсюда идут войны, конфликты, трагедии – от всего того, что кем-то преподносится, как самое главное, как то, что угодно Богу (What God Wants). И как только эти призывы получают поддержку, то случается непоправимое (это раскрывается в Too Much Rope).
И, в отличие от Radio K.A.O.S., итог печален. Уотерс не оставляет человечеству шанса и оно вымирает. В заглавной и заключительной композиции инопланетные антропологи, найдя останки людей, делают вывод о причине гибели цивилизации. Этот вывод и вынесен в название альбома.
Единственный, кто находит успокоение и счастье в финале – тот же самый старый ветеран из первой песни. Он рассказывает о том, что многие годы спустя увидел имя своего товарища на мемориале с указанием места, где тот пропал без вести. Это успокоило душу и совесть старика.
Единицы погибают вместе с миллиардами в надежде на сохранение и перенос в будущее своих сокровенных и объективно лучших качеств.
Такой вот альбом вышел у Роджера Уотерса в далёком 1992 г.
Звучит – во всех смыслах.
Оценка: 4/5
Источник изображений: Яндекс.Музыка и www.discogs.com