Найти тему

КНИГА ЛЕВИТ (ч.62): ДВА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВОПРОСА, КАСАЮЩИХСЯ ГЛАВЫ 15

Остаются два вопроса относительно этих необычных законов. Некоторые читатели, возможно, удивятся, что такие личные вопросы вообще поднимаются в Божьих законах для Своего народа.

КАК МОГЛИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ КОНТРОЛИРОВАТЬ ЛИЧНЫЕ ДЕЛА?

Можно в принципе спросить: «Как можно было ожидать, что эти общественные законы вообще будут соблюдаться, если они относились к частной жизни?» В частности, как мог Господь ожидать, что израильтяне будут соблюдать законы, содержащиеся в Лев. 15, или принуждать к их исполнению, если эти законы касались интимных аспектов жизни людей? Вопросы о том, какие животные были чистыми или нечистыми, связаны со свойствами, которые видны всем. Когда рождался ребенок (тема главы 12), этого нельзя было скрыть. Вопросы проказы (рассматриваемые в главах 13 и 14) были связаны с внешним видом человека, одежды или дома.

В противоположность этому, мужчина или женщина могли быть нечистыми от выделений из тела, и никто бы не знал об этом, и, будучи в таком состоянии, он или она могли сделать нечистыми другие объекты или людей. Как можно было узнать о том, что человек нечист по причинам, описанным в главе 15? Например, зачем человеку публично признаваться в вызывающем чувство неловкости недуге, да ещё и приносить жертву в случае исцеления? Возможны несколько вариантов ответа.

Жизнь древнего Израиля в пустыне отличалась от образа жизни многих людей сегодня. Например, сейчас люди дорожат неприкосновенностью частной жизни. У них могут быть всякие проблемы, и никто никогда не узнает о них. В израильском стане частной жизнью не дорожили, да она и вообще была невозможна. Даже если бы человек и захотел сохранить свои сексуальные проблемы в секрете, это было бы трудно сделать.

Другой возможный вариант — ненормальные выделения должны были встревожить людей, с которыми это случилось, и побудить их обратиться к священникам, которые у израильтян выступали в роли врачей и санинспекторов. Чтобы получить помощь или совет они должны были рассказать о своей ситуации священнику, если не другим людям; и священник должен был потребовать от людей с проблемами соблюсти правила, данные в главе 15.

Третий вариант — израильтяне просто были научены тому, что они должны делать; они усвоили эти требования и выполняли их. Знали или не знали другие об их личных делах, когда у людей возникали описанные телесные выделения, они следовали указаниям Господа.

То, что мы называем сегодня правилами гигиены, возможно, в каком-то смысле практиковалось и тогда в отношении нечистого состояния человека. Нет ничего необычного в том, когда человек протягивает руку для рукопожатия, а другой человек не пожимает руку, говоря: «Я поправляюсь после вируса, и я не хочу, чтобы ты подхватил его». Человек, который старается оградить других от заражения вирусом, искренне верит в то, что он не должен распространять микробы и заражать других. Подобным же образом, можно представить себе, как израильтянин или израильтянка говорили другу или члену семьи: «Не садись здесь. Я только что сидел здесь, а я сейчас нечист. Садись вон там». Зачем ему так делать? Из глубокой веры в истинность Божьего закона и из твёрдой решимости не подвергать другого нечистоте.

Господь привёл хороший довод в пользу серьёзного отношения людей к Своим словам. Он сказал, что народ должен соблюдать правила для того, чтобы они «не умерли в нечистоте своей» (15:31). Такое заявление сильно мотивировало каждого израильтянина серьёзно отнестись к этим законам Бога независимо от того, знал кто или нет о его или её нечистоте.

ПОЧЕМУ БОГ КЛАССИФИЦИРОВАЛ ЭТИ ВЫДЕЛЕНИЯ КАК «НЕЧИСТЫЕ»?

На второй вопрос — «Почему Бог считал эти выделения нечистыми?» — можно ответить по-разному. Мы должны помнить, что ни один из этих законов не учил тому, что половой акт между мужем и женой являлся преступлением или грехом.

В начале, перед грехопадением человечества, «сотворил Бог человека по образу Своему… мужчину и женщину сотворил их»; и Он повелел им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1:27, 28). Секс и деторождение были Божьим планом с самого начала (хотя боль была добавлена к родам из-за греха; Быт. 3:16).

В Новом Завете вдохновенные авторы одобряли половые отношения в браке (см. 1 Кор. 7). Автор Послания к евреям сказал: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно» (Евр. 13:4).

В поисках ответа относительно причин(ы), почему Бог приписал «нечистоту» сексуальным отношениям в Лев. 15, нельзя делать вывод, что Бог хотел заклеймить сам секс как нечистый. В Библии нигде не сказано, что секс между мужем и женой вреден или греховен.

Почему же тогда Бог дал правила, гласящие, что «истечение» из «тела» мужчины или женщины вызывает «нечистоту»? Рой Гейн предположил, что выделения вызывали нечистоту, так как имели отношение к смертности человека, которая является результатом падения (Быт. 3). Выделения, о которых говорится в Лев. 15:16–24, связаны с процессом продолжения рода. Для создания новой жизни необходимы нормальные выделения мужчины и женщины. Однако эта жизнь смертна. Таким образом, Бог подчёркивал Своё уникальное бессмертие, отражённое в Его святости, объявив смертность человека (выраженную этими двумя истечениями) нечистой в сравнении с Его бессмертием. Эта нечистота была ритуальной нечистотой (а не моральным грехом) и требовала малого для исправления; эти факты свидетельствуют о том, что Бог не считает смертность человека грехом или даже прискорбным недостатком.

Уенхэм подробно описывает разнообразные мнения относительно причины, почему выделения у мужчины и женщины в главе 15 отнесены к категории «нечистота». Его перечень этих мнений можно кратко представить следующим образом:

1. В основе законов в главе 15 лежат лишь гигиенические причины.

2. Сексуальные отношения ассоциировались с бесовскими силами (хотя текст такую точку зрения не подтверждает).

3. Вместо того чтобы попытаться объяснить причины, по которым эти законы находятся здесь, некоторые просто отмечают, что в других религиях, помимо иудаизма, были похожие законы.

4. Эти телесные выделения символизировали грех и смерть. Поэтому эти законы призваны были напомнить человеку о том, что он грешник и что грех поражает даже его тайные мысли и интимные действия.

5. Эти законы подчеркивали святость Израиля и помогали отличить Божий народ от других.

6. Так как святость приравнивается к совершенству, а все изъяны вызывали нечистоту, то истечения из тела оскверняли израильтян и лишали их права участвовать в службах, относящихся к святой скинии. Соответственно, эти законы символизировали статус Израиля по отношению к окружающим народам и «выражали предписания, запрещающие смешанные браки с хананеями, иностранные обычаи и религию, которые противоречили особому статусу Израиля как избранного и святого народа».

7. Возможно, самый лучший ответ состоит в том, что законы о нечистоте, были призваны побуждать к нравственности. В частности, они призывали к «сдержанности в сексуальном поведении». Кроме того, соблюдение этих законов искореняло из среды израильтян культовую проституцию и обряды плодородия, широко практиковавшиеся языческими религиями и не давало распространяться обычной проституции.

Все эти точки зрения возможны, так как сам текст не объясняет причины для этих законов, лишь подчёркивает, что их необходимо соблюдать, чтобы угодить Богу и избежать Его гнева (см. 15:31–33). Хотя в этих теориях есть определенная ценность, наверное, самый простой способ разобраться с этим вопросом это указать, как уже предлагалось ранее, что ритуальная «нечистота» связывалась с тем, что было необычным или неестественным. Некоторые вещи, которые были в буквальном смысле «нечистыми» (например грязные руки или ноги в результате работы в поле весь день или хождения по пыльной дороге) не были ритуально нечистыми, так как считались нормальными, или естественными. В противоположность этому, проказа на людях или предметах выглядела неестественно. Ребёнок рождался не каждый день; тут дело обстояло иначе.

Так и выделения из тела, вызывавшие нечистоту, по определению были необычными. Если бы они были в порядке вещей, то на них не обращали бы внимания. Но они были необычными и в этом смысле ненормальными. Поэтому, согласно принципам чистоты/нечистоты, их нужно было классифицировать как «нечистые».

Такой вердикт не шокировал, не возмутил и не удручил бы израильтянина, которому он был вынесен. Божий народ знал, что ярлык «нечистый» не приравнивался к ярлыку «греховный». Они знали, что человек мог стать нечистым не по своей вине. Они также знали, что и остальным об этом известно. Вообще говоря, последствия от попадания в категорию «нечистый» не были особенно обременительными. Поэтому сомнительно, что называться «нечистым» из-за истечений из тела было позорно.

Более того, для Израиля в системе чистый/нечистый были свои преимущества. С теологической точки зрения, соблюдение этих законов не только радовало Бога, который дал их, но и сохраняло святость Божьей скинии и Божьего народа.

С религиозной или нравственной точки зрения, эти законы побуждали к сексуальному поведению, соответствующему моральным требованиям Бога.

С практической точки зрения, эти законы помогали создать более здоровую среду для Божьего народа.

#тора #ветхий завет #библия #хакнем_иудаизм #читать библию #религия #левит #толкование библии #изучение библии #библия онлайн