Каких эмоций в жизни человека больше: позитивных или негативных? Задайте группе людей этот вопрос и получите жаркую дискуссию. «Конечно же, негативных,» - ответят пессимисты, - «потому что всё хорошее быстро забывается, а вот плохое долго помнится».
Оптимисты ответят с точностью до наоборот: «Нет, нет, что вы! Конечно же, позитивных эмоций в жизни человека больше! Ведь всё плохое быстро забывается, а хорошее остается!».
Здесь можно было бы привести притчу о стакане, наполовину наполненном или наполовину пустом, если бы не одно «Но!».
Создавая свою теорию эмоций, американский психолог К. Изард выделил 10 базовых эмоций. Перечислим их истины ради. Итак, базовые эмоции, образующие, по К. Изарду, основу мотивационной системы человека: радость, интерес, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Теперь посчитайте, сколько среди них эмоций негативных, сколько позитивных. Приговор?
Человек не был бы человеком, если бы не нес ответственности за свою эмоциональную культуру. Как говорили древние мудрецы, после 23 лет человек отвечает за свое лицо. Точнее, за то, что на нем написано. По мимике лица распознаются именно базовые эмоции. Поэтому выбор и воля человека – запечатлеть на своем лице радость, приветливость, интерес или скепсис, презрение, отвращение.
Если вы выбрали первое, то над своей эмоциональной сферой надо работать. Научиться замечать больше светлого, радостного, позитивного, красивого. Впускать в свою жизнь больше нового, интересного, неизведанного. Встреча с новым человеком, книгой, идеей, произведением искусства, посещение мест, где никогда не бывал – все эти переживания неразрывно связаны с радостью, ощущением личностного роста, расширением собственного Я. Особенно, если это новое – из той области, с которой ты не только не был знаком был знаком, но и никогда не планировал. Так случилось в последний год со мной, когда в мою жизнь неожиданно вошло абстрактное искусство.
Первый звоночек прозвенел еще летом, в путешествии по Бурятии. Случилось так, что мое платье пришло в негодность и пришлось идти покупать новое. Пошла в магазин в полной уверенности, что куплю чудненькое платье в мелкий горошек. Но, перемерив тьму одежды, предложенной продавцом, остановилась на нем. С абстрактным рисунком. Я? В платье с абстрактным рисунком? Фантастика. Этого не может быть, потому что не может быть никогда! Но платье сидело и шло, все больше становясь незаменимым. Так в душу людям, которые не любят кошек, тихо и незаметно входят кошки. И да, я кошатница, но не фанатка абстрактного искусства. Нет, нет, и еще раз нет!
А потом в Челябинске случается выставка В. Кандинского «Цветозвуки». И нет, я, конечно же не любитель абстрактного искусства, и будь я в столице, ни за что бы на нее не пошла. Но у нас в провинции выставка такого масштаба – большое событие, и каждый интеллигентный человек должен…ну, вы понимаете. Только поэтому еду на выставку. Просто посмотреть. Только потому, что каждый образованный человек должен…Только поэтому я оказываюсь в Челябинском государственном музее изобразительных искусств.
Народу немного. Уже началась экскурсия. Но зал небольшой, все хорошо издалека слышно. Я не спеша покупаю билет, сдаю в гардероб верхнюю одежду, не переставая слушать плавный рассказ экскурсовода. В общем- то, мне и ни к чему подходить близко к экскурсионной группе. Всё и так хорошо слышно. Да и пандемия, знаете ли, лучше держать социальную дистанцию. Опускаюсь на банкетку в центре зала, продолжая слушать уверенный голос экскурсовода. Народ постепенно прибывает, но мне всё равно всё хорошо слышно. Потому что все слушают внимательно, никто не разговаривает, нет посторонних шумов и шорохов. Отмечаю про себя, что готовилась экскурсовод к выставке очень тщательно, перечитала не только материалы о художнике, но и первоисточники, книги самого художника, и не только прочитала, но и прониклась, пропустила через себя, интериоризировала, как сказали бы психологи. Ох, уж эти российские экскурсоводы, как они умеют заинтересовывать! Ледяное сердце растает перед их натиском, что уж говорить о нас, простых смертных. Хоть бы памятник кто догадался им в России поставить.
Тем временем экскурсия заканчивается, экскурсовод прощается с нами. Теперь можно пройтись и в свободном режиме посмотреть картины. Не торопясь, хожу по залу. Иногда возвращаюсь, пересматриваю. Снова смотрю, снова возвращаюсь, снова пересматриваю. И вдруг, понимаю, что мне интересно. Мне! Интересно! На выставке! Абстрактного! Искусства!
Непонятный прежде язык становится доступным. Сквозь пелену впечатлений проступают ассоциации, бисоциации, смыслы. Причем всё это неоднозначно, с многоходовками, многопланово. Поскольку нет конкретности, у одной и той же картины смыслы могут возникнуть по разным поводам. Если автор картины может сказать: «Я художник, я так вижу», то и зритель имеет право заявить: «Я зритель, я так воспринимаю». Начиная воспринимать, начинаешь понимать величие и многогранность творчества художника, а это значит, что новая идея уже вошла в твою жизнь и внесла в нее новые смыслы, новые ощущения, и в первую очередь - ощущение личностного роста, расширения вашего Я.
В этом, по-видимому, и заключается сила искусства – оно действует независимо от твоего расположения к нему, просто потому что оно – искусство.
@chelmusart #Кандинский #КандинскийвЧелябинске #выставкаКандинского #Кандинскийцветозвуки