Найти в Дзене
Фактум

Можно ли смело говорить о всеобщей культурной деградации?

Оглавление

Битва культур: а будет ли победитель?

Мы уже привыкли быть мишенью для нападок Запада по самым разным поводам. И начались они не вчера, наоборот, уходят в глубокое прошлое. Точно так же, нам удалось пережить не одну войну, вызванную посягательством на нашу территорию и на наши культурные ценности. Опять же, испытали на себе полную изоляцию и блокаду. Безусловно, есть что вспомнить и сопоставить с тем, что происходит сейчас.

Но, видимо, прежних способов присвоить чужое кое-кому показалось мало.
Теперь покушаются на наше культурное наследие, причем самым варварским способом.

Запретить все русское – таков вердикт, под который попала в том числе русская культура, умалить ценность которой невозможно.
Можно её искоренить, но это будет уже не наша потеря. Впрочем, стоит подумать о том, какими последствиями грозит такое отношение к культуре, которая насчитывает не одно столетие, и которая прославилась многими громкими именами.

Сценарий запретов и санкций, который решили применить к нашей культуре, видимо, тот же, что и в области политики, науки и экономики. Правда, там отстаивание своих позиций ведётся на языке силы, с которой вряд ли поспоришь.
А как же быть с культурой? С кем и каким образом сражаться? А главное за что?

Лишь бы повод был

Действительно, повод запретить всё русское, в том числе и культуру, на первый взгляд выдвинут веский. К тому же сформулирован он коротко и ясно — из-за событий вокруг Украины.

Всё понятно, если бы не было других прецедентов. Почему-то было не слышно слов о мире и невмешательстве, когда американцы бомбили Вьетнам и Афганистан, Ирак и Иран, Югославию и Сирию. Никому в голову тогда не пришло объявлять американскую культуру вне закона, вводить запреты на выступления артистов, вычёркивать из списков американскую литературу и музыку.

Точно так же, как операции американских военных на Ближнем Востоке не считали и не считают чем-то недозволенным. Или для тех, кто сильнее всё-таки всё разрешено?

И почему же, наконец, геноцид в Донбассе воспринимается как само собой разумеющийся, как отношение к неким людям второго сорта, которых не жалко.

А где же санкции, где справедливость? Или опять-таки работают двойные стандарты, столь привычные для американского руководства, которое мыслит себя вне закона и справедливости.

Авторские права на изображение принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️
Авторские права на изображение принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️

«АнтиРоссия» новая реальность?

Удивительно, что в списке применения санкций к нашей стране, культура оказалась крайней. С одной стороны, её ценность вроде бы не оспаривается. С другой, «распорядители» культурным наследием ставят под сомнение само право на существование русской культуры.
Например, по словам польского министра Петра Глиньского, она должна просто исчезнуть из общественного пространства. Он так решил. Причём за всех.

Его эстафету тут же подхватило руководство польских культурных учреждений. Там решили запретить исполнение музыки русских композиторов и постановки русских писателей-классиков. Под санкции попали Шостакович и Чайковский, Чехов и Толстой. Список культурных запретов продолжили в Нидерландах, Украине, Италии, Англии, Америке…

Удивительно, что ответ на заявление Глиньского последовал не от кого-нибудь, а от представителя ультраправой националистической партии «Альтернатива для Германии». Оттуда, откуда совсем не ждали.
Так, Вальдемар Гердт сравнил высказывание премьер-министра Польши с проявлением фашизма. К тому же добавил, что кому-то очень выгодно отделить Россию от Запада, в том числе и на культурной почве.

Правила игры по-американски

Правда, Вальдемар Гердт не назвал основного фигуранта санкций. Но и без этого понятно, что мировой порядок наводит всё та же Америка. Вдобавок, она единолично принимает решения и не терпит возражений. Более того, навязывает свои правила игры.

Действительно, попытки обесценить российскую науку, образование и медицину для США во многом оказались успешными.
Внести в страну хаос, поставить под сомнения все прежние достижения, сломить волю и воспользоваться плодами чужого труда, ума и таланта – Америка привыкла действовать испытанными методами. К тому же, прикрываться при этом сотрудничеством и обоюдовыгодным взаимодействием в лице пресловутой демократии. Опять всё те же двойные стандарты.

Одним словом, этот почерк до боли знаком и легко прослеживается в сегодняшних действиях американской правящей верхушки. Ко всему прочему, почему бы уже приняться за культуру? Запретить, обесценить, сломить и уничтожить — это ли не цель, для достижения которой и события на Украине вполне себе подходящий повод.

Нуждается ли русская культура в защите?

Да, конечно, собственно, также, как и Отечество. Но это дело внутреннее, которое не обсуждается. А что же с защитой извне? Неужели политики переиграли всемирную культурную элиту? Почему, столкнувшись с наступлением политики на культуру, молчит европейская культурная общественность? Жива ли она вообще?

Вероятно, культура сегодня всё сильнее испытывает на себе влияние денег и евроатлантической политики. По крайне мере, в Европе уже можно смело говорить о всеобщей культурной деградации, где средства идут не на высокое искусство, а на его дешевый «попсовый» вариант. К тому же он так удобен – легко поддается финансовому контролю и юридическим санкциям.

Зависимость от денежного мешка, содержания и подкупа, о которых упоминал ещё Ленин по отношению к буржуазному художнику, сегодня процветает как никогда. При этом, в демократических институтах Европы безмерно растёт разочарование среди населения. Старый Свет все больше становится заложником США и НАТО, в том числе и в своих культурных ориентирах.

Война, в которой нет победителей

Обидно, что Европа уже не помнит, как в течение многих веков она осознавала всё русское частью своей европейской цивилизации. Дискриминировать и ослаблять русскую культуру — значит тормозить собственное и совместное культурное развитие.
Видимо, сейчас не до него. Надо во что бы то ни стало сохранить личное благополучие и благосостояние, хотя бы и ценой развала всех культурных связей, а также утратой истинных культурных ценностей.

На самом деле, происходит ничто иное, как крах цивилизации, когда отменить и заменить можно что угодно. Отменить духовное в обмен на материально выгодное. Возрождается самая чудовищная цензура, примеряющая на культуру политические приоритеты. А вслед за этим переписывается история, а вместе с ней переиначивается культурное прошлое. Позволено всё, и рамок для этого не существует. В конце концов, есть же указание старшего брата, с которого берёт пример просвещенная Европа.

Несмотря на всё это, русская культура не собирается закрываться и отворачиваться от остального мира. Наоборот, она намерена давать духовную пищу тем, кто её ценит и желает эти ценности разделять. Хотя бы потому, что в подобном санкционированном культурном сражении не может быть победителей.
Всё до крайности очевидно: культура жива до тех пор, пока является общим достоянием, и не выбирает себе среди ценителей из более или менее достойных. Она открыта всем и каждому, и в этом её основная ценность и предназначение.

Автор: Ольга Трущалова, музыковед, журналист, независимый автор медиагруппы Хакнем

Подписывайтесь на канал Хакнем по ссылке

-2

Напишите нам на почту: story@haknem.com, если хотите опубликовать свой пост в нашем канале