Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Гонки по вертикали» - блестящая дуэль сыщика и вора

Трёхсерийный фильм «Гонки по вертикали» (1982), снятый по роману братьев Вайнеров, относится к тому «уютному», «тёплому-ламповому» типу детективов, где самое ценное – не фабула, а старая Москва, игра актёров и декларируемые ценности: воровать – плохо, зло будет наказано, не в деньгах – счастье (и даже не в их количестве). Здесь – всё типично. Зритель с самого начала знает, кто – преступник, ибо в первых же кадров мы «попадаем» на допрос. Особенность наших детективов – не увлечь опасностями поворотов, но показать работу милиции, заодно раскрывая психологию жуликов и – правоохранителей. Мы видим личную жизнь, борения и терзания; наблюдаем за бытом, подслушиваем их мысли. «Гонки…» — это схватка двух умов и даже двух миров – инспектора Стаса Тихонова (флегматичный с виду, но взрывной Андрей Мягков) и вора-рецидивиста Алексея Дедушкина по кличке Батон (эффектный Валентин Гафт). Никаких ужасов и трэша – повествование кажется вялым, и если поставить целью насладиться динамикой, лучше не вклю

Трёхсерийный фильм «Гонки по вертикали» (1982), снятый по роману братьев Вайнеров, относится к тому «уютному», «тёплому-ламповому» типу детективов, где самое ценное – не фабула, а старая Москва, игра актёров и декларируемые ценности: воровать – плохо, зло будет наказано, не в деньгах – счастье (и даже не в их количестве).

Здесь – всё типично. Зритель с самого начала знает, кто – преступник, ибо в первых же кадров мы «попадаем» на допрос. Особенность наших детективов – не увлечь опасностями поворотов, но показать работу милиции, заодно раскрывая психологию жуликов и – правоохранителей.

Кадр из фильма «Гонки по вертикали» (1982). Скриншот.
Кадр из фильма «Гонки по вертикали» (1982). Скриншот.

Мы видим личную жизнь, борения и терзания; наблюдаем за бытом, подслушиваем их мысли. «Гонки…» — это схватка двух умов и даже двух миров – инспектора Стаса Тихонова (флегматичный с виду, но взрывной Андрей Мягков) и вора-рецидивиста Алексея Дедушкина по кличке Батон (эффектный Валентин Гафт).

Никаких ужасов и трэша – повествование кажется вялым, и если поставить целью насладиться динамикой, лучше не включать этот фильм. Скорости почти нет – перед нами благорастворение в стабильности (настоящей, советской, не выдуманной). Рецидивист – ворует, инспектор – ловит. Все при деле.

Кадр из фильма «Гонки по вертикали» (1982). Скриншот.
Кадр из фильма «Гонки по вертикали» (1982). Скриншот.

Итак, есть украденный чемоданчик и даже – орден Андрея Первозванного (как говорится, вещь старинная, цены немалой). Однако потерпевшего-то нет, а поэтому Дедушкина выпускают на свободу. Но Стас обязан доказать и наказать. А какие блистательные диалоги возникают между «ментом» и «уркой» — это же политес высшего уровня.

Версаль в подмётки не годится киношному угрозыску по части изысканных фраз, да и преступник – утончённый. Отлично друг друга поддевают и подначивают – фильм можно смотреть, хотя бы из-за этих сцен. Впрочем, только из-за них! Криминально-развлекательная (sic!) линия вообще малоинтересна, за исключением последних кадров.

Кадр из фильма «Гонки по вертикали» (1982). Скриншот.
Кадр из фильма «Гонки по вертикали» (1982). Скриншот.

Отлично показан внутренний мир Стаса Тихонова – живёт один (без мамы!), была любимая (красотка), но она предала, полюбил очаровательную девушку (в очках!) из архива. Он сам – этакий «центровой» мальчик с музыкальным образованием, обитает в хорошем «сталинском» доме недалеко от Маяковской.

Считывается, как он преодолевал себя, чтобы не быть маминым сыном, интеллигентиком, слабаком. И его повторяющийся сон о гонках по вертикали – это проверка себя на прочность и побег от своего «мягкого» и «тихого» я. Мягко и тихо? Он давно – кремень. Очень цельный, хороший человек, не умеющий прощать гадость и подлость.

Кадр из фильма «Гонки по вертикали» (1982). Скриншот.
Кадр из фильма «Гонки по вертикали» (1982). Скриншот.

Финал – на уровне хорошего триллера (к слову, такое могло быть и в голливудском варианте). Дуэль преступника и милиционера подходит к логическому концу, а в тот момент, когда Батон всё-таки стреляет в своего давнего врага, он почти плачет и бросает пистолет. Но не потому, что «вор на мокруху не идёт» и это для его квалификации …некомильфо;

...не потому даже, что наказание теперь будет совсем иным – не за шмотки, пусть и ценные – за представителя госорганов, убитого (или раненого) при исполнении. Батон ощутил не страх. Это была человеческая, непереносимая горечь – и Гафт сыграл это замечательно.

Кадр из фильма «Гонки по вертикали» (1982). Скриншот.
Кадр из фильма «Гонки по вертикали» (1982). Скриншот.

Когда сыщик и вор соревнуются не один год (а по сюжету целых 8 лет!), они становятся чем-то, вроде давних приятелей, мечтающих, тем не менее, уничтожить друг друга. Это – особая психологическая конструкция, описанная в криминологии, а короче – единство и борьба противоположностей.

Я не читала книгу, но в кадре – нет точного указания на то, что Тихонов погиб, есть только его грёзы, может, предсмертные, а может, наоборот – придающие ему жизненные силы, вытаскивающие из небытия. Он идёт со своей возлюбленной по какому-то полусказочному и - вполне узнаваемому лесу. А может, нам показали его будущее?

Кадр из фильма «Гонки по вертикали» (1982). Скриншот.
Кадр из фильма «Гонки по вертикали» (1982). Скриншот.

Zina Korzina (c)

  • Статьи о советских детективах:

1. «Профессия – следователь» - редкие книги, бяка-адвокат и Аманда Лир.

2. «Ночное происшествие» - детектив, созданный не так, как было принято.

3. «Двойной капкан» - фарца и западный образ жизни.