Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Чисто случайно наткнулся на комментарий во «ВКонтакте» от какой-то дамочки, под постом про детскую железную дорогу, мол «эти РЖД совсем уже, перешли все грани, детей шпалы таскать заставляют и стрелки переводить». Забавно, конечно, но, собственно, именно этот комментарий и подал мне идею написать эту статью.
Так что, сегодня я расскажу, для чего нужны детские железные дороги и чему учат детей и подростков. Ну и конечно же, отвечу на вопрос, правда ли там дети шпалы таскают. Ладно, отвечу сразу - на самом деле, никто там ничего не таскает тяжелого.
Как и зачем появились Детские Железные Дороги (ДЖД)?
А появились они аж в далёких тридцатых годах прошлого столетия, сначала, конечно же, в Москве - в 1932 году. Задачей ставилось поднятие интереса у подрастающего поколения к профессии железнодорожника, ну а также занять детей чем-то надо было, чтобы по улицам не шлялись. И это сработало, детские железные дороги действительно стали кузницей кадров, как их любят называть, для советских железных дорог.
В советские годы процент выпускников детской железной дороги, которые, потом поступали в железнодорожные техникумы и институты был стабильно высоким, однако к настоящему времени он сильно уменьшился, но, тем не менее, ДЖД всё ещё остаются важной частью кадровой политики ОАО «РЖД».
Что из себя представляет ДЖД?
Детская железная дорога - это отдельный участок узкоколейной (750 мм) железной дороги, на которой, в летнее время года, собственно работают дети и подростки на самых разных должностях. По ней осуществляется только пассажирское движение, которое не является общественным транспортом, а скорее чем-то в духе аттракциона.
ДЖД, как правило, не сильно длинные - в районе нескольких километров. Так например, самая длинная детская ж/д находится городе Свободном (Амурская область), длина её составляет 11,6 километров, ещё она называется «Малая Забайкальская». А самая короткая находится в Красноярске и длина её всего 1300 метров.
Чем, непосредственно, занимаются дети на детской железной дороге?
Шпалы таскают и спины надрывают, а, контактную сеть ещё голыми руками вешают (нет, конечно). Обучение построено следующим образом: в учебное время, то есть с 1 сентября по 31 мая, школьники (примерно раз в неделю) посещают теоретические занятия, где им рассказывают об устройстве железной дороги. А потом, когда приходит лето, начинается практика.
Летом юные железнодорожники занимают самые разные должности, среди них: проводник, кассир, вагонник, монтер пути и бригадир, стрелочник, диктор, сигналист, дежурный по переезду, начальник станции, дежурный по станции, поездной диспетчер, ну и, конечно же, самые желанные - машинист и помощник.
При этом, детей учат, что называется, «от простого к сложному», после первого года они могут «работать» в качестве стрелочников, кассиров и проводников. При этом уже в форме и с погонами. А те, кто постарше, могут уже работать на более ответственных и сложных должностях - дежурного по станции и, конечно же, машиниста и помощника.
Учатся дети в возрасте от 7 до 15 лет, ибо по достижению 15 лет (это 9 класс), можно уже идти в железнодорожный техникум на ту или иную специальность (машинист, слесарь по ремонту подвижного состава и так далее).
Летнюю практику дети проходят под присмотром взрослых. Ну и, конечно же, чтобы получить ту или иную «должность», ученики детской железной дороги должны проходить что-то вроде экзамена.
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!