Не только прерафаэлиты писали посвященные героям Уильяма Шекспира картины. Вспоминаем работы русских художников, вдохновленные гением английского драматурга.
Офелия Константина Маковского: русская красавица с цветочным венком
Константин Маковский был широко известен картинами в «боярском стиле», изображающими богатые и красочные сцены из русской старины. Вот и написанная в романтической манере англичанка Офелия у него больше похожа на статных русских красавиц, чем на несчастную возлюбленную принца Гамлета.
Стоит мысленно заменить цветочный венок на кокошник и добавить парчовых одежд, и перед зрителем не романтическая героиня Шекспира, а боярыня или даже царская невеста. Особенно это заметно по картине из Русского музея: прямой взгляд и гордая голова Офелии напоминает многочисленных боярынь художника и даже портрет княгини Зинаиды Юсуповой в русском костюме.
Печальный взгляд исподлобья и горестно склоненные головы второй и третьей Офелии Маковского перекликаются с трагической героиней картины «Боярский свадебный пир». Грустная невеста с опущенными долу глазами не желает ни поднять голову на собственной свадьбе, ни поцеловать жениха; судьба не благоволит ей, как и несчастной нимфе принца Датского. Насыщенный оттенками зеленого и темно-синего колорит все трех картин напоминает об обстоятельствах гибели Офелии и словно имитирует движения воды в «рыдающем потоке».
«Гамлет и Офелия» Михаила Врубеля: трагическая история самого художника
Неоконченная картина Михаила Врубеля по мотивам трагедии «Гамлет», которая хранится в Русском музее, не что иное, как парный портрет. В образе Гамлета и Офелии Врубель написал своего друга Валентина Серова и его двоюродную сестру Марию Симонович. Многие читатели наверняка помнят ее по картине Серова «Девушка, освещенная солнцем».
Гамлет изображен в образе художника. Врубель размышляет над темой творца и его музы, трагической сути искусства. Как Гамлет противопоставлял себя окружению, так и художник противостоит всему миру. Картине предшествовали наброски, где в роли Гамлета выступают сам Врубель и художник Николай Бруни.
В завершающей «гамлетовский цикл» картине Михаил Врубель делает акцент на образе манящей и недоступной любви. Сложно сказать, насколько глубоко в картине проявилась личная драма художника, но лицо Гамлета — лицо самого Врубеля.
Офелия же предстает как сон, призрак или бесконечная греза в образе юной утопленницы с голубоватой кожей и закрытыми глазами.
Образ гибельной и хрупкой любви притягивает Врубеля-Гамлета, неотрывно смотрящего на возлюбленную. Безмолвные сине-черные сумерки подчеркивают бесконечность момента и напоминают о глубоких водах реки.
Давид Бурлюк: Офелия в стиле примитивизма
В поздний период творчества «отец русского футуризма» Давид Бурлюк запечатлел Офелию в стиле примитивизма. Легкое касание бумаги тремя цветными и черным карандашом — и готовы зеленая вода, желтые волосы и очертание тела утопленницы. Заметьте, даже направление течения мэтр передал несколькими росчерками.
Ефим Честняков: «Она уснула сном, подобным смерти»
Художник из костромской деревни Шаблово Ефим Честняков писал картины в стиле наивной живописи. Таких ярких мастеров народного искусства ласково называют «самородками». Среди его картин с крестьянскими детьми и деревенскими сценками выделяется финальная сцена из шекспировской драмы, созданная в ранний петербургский период творчества.
В склепе Ромео стоит на коленях перед телом возлюбленной. На переднем плане виден череп, а своды теряются в темноте. Он держит в объятиях Джульетту, священным поцелуем закрепляя «союз бессрочный со скупою смертью». В живописной манере уже угадываются черты наива, тем не менее художнику удается передать выразительный образ любви и верности из трагедии Шекспира.
Для справки:
Вживую увидеть шекспировские образы русских художников можно в художественных музеях страны. Например, в Государственной Третьяковской галерее и Русском музее, давним партнером которых выступает банк ВТБ.