Бывало ли с вами так, что ищете вы какую-нибудь вещь, ходите по магазинам, рынка, ларькам, наконец, встречаете её... и потом она вам начинает попадаться на каждом шагу? Или так: рассказал вам кто-нибудь историю про вьетнамцев-людоедов (финнов-потрошителей, молдован-похитителей, датчан-истязателей и пр.), после этого вы идёте по улице, а вам навстречу - исключительно одни лишь вьетнамцы, финны, молдоване, датчане и пр. Или наоборот: прочитали вы в Интернете кулинарный рецепт (тыква в собственном соку), спешите поделиться с кем-нибудь... и почему-то отовсюду - с улицы, с телеэкрана, из-за стены от шумных соседей - до вас то и дело доносится "тыква... тыква... тыква..."
Такое когнитивное искажение, при котором недавно узнанная информация, появляющаяся вновь спустя непродолжительный период времени, воспринимается как необычайно часто повторяющаяся, называется ФЕНОМЕН БААДЕРА - МАЙНХОФ.
Этот эпоним интересен ещё и тем, что в нём используются фамилии отнюдь не учёных, которые его впервые открыли и описали, а, как ни странно, преступников. Дело в том, что Берндт Андреас Баадер (6 мая 1943 - 18 октября 1977) и Ульрика Мария Майнхоф (7 октября 1934 - 9 мая 1976) - лидеры немецкой леворадикальной террористической организации "Фракция Красной Армии".
Несмотря на то, что оба они умерли (покончили самоубийством или были убиты) в тюрьме ещё в 70-е годы прошлого века, в 1994 году в американской газете St. Paul Pioneer Press (издаётся в штате Миннесота) появилась заметка одного из читателей, где он рассказывал, что его знакомый подозрительно часто - аж дважды в сутки! - начал слышать о "банде Баадера - Майнхоф".
И очень скоро в редакцию посыпались обращения других граждан, мол, мы не раз сталкивались с похожими историями: одно и то же явление вдруг начинает лезть нам в глаза и уши, словно бы специально. К чему это? Уж не к войне ли с Россией? Или грядёт второе пришествие?
Как объяснили психологи, всё дело в том, что если человек чем-либо заинтересовался, его внимание сосредоточено именно на данной теме. А значит, всё, что связано с нею, его мозг будет отлавливать из окружающей среды в первую очередь. И несмотря на то, что нам везде мерещится значительное количество упоминаний конкретной информации, на самом деле, больше её не стало, просто мы стали чаще обращать на неё внимание.
Примерно то же самое касается и новостных сообщений, в которых СМИ рассказывают, как в такой-то школе ученик выстрелил в учителя из пистолета, учитель совратил ученика, родитель избил родителя, директор обворовала их всех, и так далее. Тут же другие СМИ начинают копать и выясняют, что аналогичные случаи были в таком-то регионе в таком-то году, похожие - в другом регионе в другое время, а за рубежом так сплошь и рядом, постоянно. И внезапно люди оказываются в реальности, где каждый второй ученик ходит в школу с пистолетом, каждый третий учитель мечтает совратить каждого второго ученика, а каждый первый родитель мечтает избить каждого первого директора, который их всех обокрал. Хотя на самом деле ничего подобного нет, это всё нам кажется. А если где-то кое-где к нас порой... значит, с ними нам вести незримый бой.
Не хотелось бы, конечно, привлекать внимание к преступникам, но ведь та самая Ульрика Майнхоф, на самом деле, была не только террористкой, но и журналисткой, педагогом, социологом и теледокументалисткой. Активно боролась за ядерное разоружение, её знали во всей Германии как антифашистку и ярую противницу войны во Вьетнаме. А ещё в первой половине 60-х она приобрела репутацию «самого блестящего пера ФРГ». Так и хочется сказать - "...А чего добился ты?"
Но, к сожалению, в какой-то момент фрау конкретно съехала на идеологической почве. Ушла от мужа, бросив дочерей-близняшек (потом она пыталась выкрасть их из пансиона, внушив, что их отец - предатель и убийца). Организовала вооружённое освобождение Андреаса Баадера, которого осудили за поджог универмага во Франкфурте-на-Майне ("в знак протеста против страданий стран третьего мира". При этом были тяжело ранены несколько человек. А после этого Майнхоф ушла в подполье, сформировала банду и стала грабить банки, ибо для реализации политических планов нужны деньги.
В общем, на её руках кровь нескольких человек. И то, что однажды членов этой банды поймали, а потом нашли мёртвыми в камерах - в этом есть определённая справедливость.
А ФЕНОМЕН БААДЕРА - МАЙНХОФ, тем не менее, может быть использован для формирования осознанного позитивного мышления. Ведь, как говорят психологи, "осведомлённость о тенденции сознания выделять и подтверждать важную и релевантную информацию позволяет создавать и эффективно поддерживать паттерны позитивного влияния мышления за счёт вычленения соответствующих элементов из окружающей действительности".
И ведь не поспоришь!