Подумала о том, что физиологическая дальнозоркость — богатая метафора для многих естественных в детстве процессов. Например, в нашей стране норма — не хвастаться попусту (а лучше вообще), не хвалить себя безосновательно (а лучше вообще). А ещё нормальная острота зрения — единица. Но дети-то рождаются с запасом дальнозоркости, который в большинстве случаев в дошкольном возрасте потихоньку заканчивается.
Давайте на минуту представим, что детям от рождения даётся запас уверенности в себе, хвастовства, веры в свои силы и возможности. По мере того как ребёнок растёт и учится замечать «другого», корректируется и его представление о себе.
Ещё недавно моя дочь свободно владела ивритом, восхитительно пела и танцевала после нескольких занятий музыкой и балетом. Что уж там, она до сих пор силачка и замечательная каратистка, хотя ходила на карате не больше года, когда ей было пять. И по-прежнему гордится медалью, полученной на соревнованиях за второе место из двух. А мы не мешаем.
Сейчас дочери семь. Постепенно ее самооценка становится адекватнее, но в некоторых случаях «запас» ещё работает, и я этому рада.
Мы не требуем от трехлетних детей немедленно сменить дальнозоркость на единицу. Мы понимаем бессмысленность такого требования и знаем, что рано исчерпанный запас дальнозоркости грозит близорукостью. Но если вдруг ребёнок заявляет, что он умеет что-то, чего на самом деле «не умеет», то мы тут же объясняем ему его «ошибку». И зря.
Мне кажется, детское хвастовство и местами чрезмерная вера в свои силы и таланты тоже вопрос зрения. Как смотрит на себя ребёнок, каким видит себя?
Стоит подождать несколько лет — «зрение» придёт в норму, разовьётся способность сравнивать свои успехи с успехами других. Но зачем же торопиться и раньше времени призывать близорукость?