Найти тему

«История моей жены» Ильдико Эньеди (“A feleségem története”, 2021)

Простите, но феминитивы у меня как-то не прижились, поэтому имейте в виду, что Ильдико Эньеди – женщина. И эта женщина-режиссёр сняла новый фильм, который я лично очень ждала. О нëм и пойдёт речь.

«История моей жены» – неторопливо развивающийся кинороман, устрашающий своим хронометражом (169 минут) и разбитый на главы, в названии которых легко угадывается голос автора. При этом сюжет не изобилует событиями, можно даже сказать, что событие здесь одно. Действие разворачивается в двадцатые годы двадцатого века. Молодой капитан Якоб Штэрр решает срочно жениться, а шутливый разговор с приятелем подталкивает его к тому, что женится он на первой встречной – то есть буквально, на первой девушке, переступившей порог французского кафе, в котором состоялась беседа. Все, что мы наблюдаем дальше, – последствия.

Белокурая француженка Лиззи не слишком старательно драпирует своё легкомыслие: чувственно берёт в свои ладони мужские руки, подносящие ей зажигалку; обыгрывает капитана в покер на раздевание и задаёт интересные вопросы вроде такого: «А что если я буду тебе изменять?». Решительный и рациональный в работе, тут капитан отвечает ей: «Что ж, такова жизнь», – отмахиваясь от лавины тревожных сигналов. Ну, потому что на кого из нас и когда действовала отдалённая угроза, особенно в сердечных делах? Выбор сделан.

Кадр из фильма "История моей жены", знакомство
Кадр из фильма "История моей жены", знакомство

Разворачивающиеся дальше картины мучительной супружеской жизни вызывают какие угодно чувства, кроме удивления. Якоб Штэрр до дна выпьет чашу, которую сам себе так неосмотрительно выбрал. Да и Лиззи, совершившая, выйдя замуж, пропорцинальную капитановой глупость, тоже не будет счастлива.

В журнале «Искусство кино» (№9/10 2021) опубликовано интереснейшее интервью с Ильдико Эньеди, в котором она совершенно чётко формулирует своё видение фильма. С авторской точки зрения, капитан – это человек-контроль, стремящийся понять, упорядочить и подчинить себе жизнь во всех её проявлениях, а Лиззи – драгоценная шкатулка, для открытия которой у него не нашлось подходящего инструмента. Она прекрасна, она сложна, она таинственна как католическая месса, исполняемая на латыни. И Штэрру следовало бы просто любить её, а не пытаться вскрыть (и тем самым сломать) всеми возможными способами.

Гийс Нейбор и Леа Сейду в роли супругов Штэрр
Гийс Нейбор и Леа Сейду в роли супругов Штэрр

Честно говоря, прочтя это интервью, я была обескуражена, поскольку для себя проинтерпретировала увиденное совершенно иначе. К счастью, мы все уже выучили, что произведение, отделившись от автора, начинает жить своей жизнью и в восприятии каждого человека пересоздает себя заново. Моё несогласие с авторским замыслом – это не только не дерзость, но и показатель того, что фильм позволяет каждому зрителю нырнуть, что называется, на свою глубину.

Капитан Якоб Штэрр, по-моему, вовсе не простак и не варвар с куском яичницы в бороде, не понимающий, с какой бы стороны ему половчее плюнуть в античную вазу. Он являет собой симбиоз по-настоящему мужских качеств (умение принимать решения, мужество, верность, даже героизм) и доброго сердца. Ничего простого в этом нет, иначе бы такие сочетания встречались повсеместно. А вот Лиззи – если и противоречивая натура, то лишь с той точки зрения, что ее слова не совпадают с поступками, то есть врёт она много (эка невидаль). По-моему, когда один человек не любит другого, открыто, издевательски и с чувством полного своего превосходства, – то ничего таинственного в этом нет.

Кадр из фильма "История моей жены", ставший благодаря своей выразительности официальным постером картины
Кадр из фильма "История моей жены", ставший благодаря своей выразительности официальным постером картины

С моей точки зрения, герои просто не подошли друг другу. Вот вам и весь кризис love story XX века… Звучит очень банально, но всё основополагающее и искреннее всегда производит впечатление чего-то обыденного. Нам кажется: не может быть, чтобы так просто. Хочется как-нибудь усложнить. Но поскольку я – автор, по крайней мере, читаемой вами рецензии, то на этих правах советую вам посмотреть фильм и с моей точки зрения тоже. Тем более, что «неподходящесть» героев друг другу там выкристаллизована, воплощена и верифицирована с какой-то просто душераздирающей виртуозностью. Это не сложность, связанная с улавливанием людьми общего жизненного ритма; герои фильма просто не должны быть вместе. И если вы вдруг прямо сейчас поливаете шоколадом и посыпаете кокосовой стружкой не совместимую с семейной жизнью «таинственность» вашего партнёра, то фильм «История моей жены» замечательной Ильдико Эньеди, возможно, поможет вам сэкономить очень много времени.