Найти тему
Живая Средняя Азия

Манихейство: кому поклонялась религия, запрещенная мусульманами, христианами и буддистами?

3-е столетие нашей эры было временем великих империй. Рим держал в своих руках большую часть запада, Персия, кто бы ей не правил, контролировала восток. В Индии и Китае в одном государстве также объединились очень разные культуры. Были созданы огромные цивилизационные пространства, жители которых получили возможность мирно торговать, общаться и передвигаться на огромные расстояния. В это время многие поняли, что в любой точке света живут, в общем-то, совершенно одинаковые люди. Что все они сотворены равными, что им даны их Творцом некоторые неотъемлемые права, в числе которых находятся – жизнь, свобода и право на счастье.

Неудивительно, что когда лучшие умы человечества осознали эту простую истину, началось становление мировых религий. Первую из них создал индиец Будда, живший в 6-5-м веках до нашей эры; вторую – еврейский поданный Рима Иисус; третью – иранец Мани, говоривший на арамейском языке; четвертую – араб Мухаммед, который сумел подняться над клановыми различиями своего народа. Трое из этого списка нам хорошо известны, а о четвертом мы сейчас поговорим.

Мани родился в Ктесифоне в 216-м году. На тот момент город являлся столицей Парфянской империи, которую в Иране создали скифы. Но когда парню было одиннадцать лет, к власти пришла этнически персидская династия Сасанидов, при которой империя стала еще сильнее.

Его отец был парфянин царских кровей, матерью – армянка из правящего рода. Родители в юности были участниками одной из многочисленных иудео-христианских сект. В его родной Вавилонии, которая уже семьсот лет принадлежала Персии, как и на римском востоке, разговорным языком был арамейский.

-2

Учения Будды, Зороастра и Иисуса Мани считал неполными. Он решил создать собственную веру, которая опиралась на каждую из предыдущих. Но все-таки, в основе его религии лежали иудео-христианские взгляды, которые на тот момент еще не были сведены в одну строгую систему книг. Главным ядром манихейства стал греческий языческий гностицизм – теория, что личного спасения и просветления можно достичь через знание.

Духовные практики манихейства ставили во главу угла противостояние добра и зла, которые полагались двумя равновеликими силами. По их мнению, в мире идет постоянное противостояние Отца Света и Царя Тьмы, и никто из них отнюдь не является всесильным. Человек сам выбирает, на какую ему стать сторону. Учитывая, что в понимании авраамических религий Господь всемогущ, можно представить, как к этой доктрине относились христиане, а в дальнейшем – и мусульмане.

Манихейство старалось объединить все религии в одну, считая Будду, Зороастра, Иисуса, а потом и Мухаммеда, равновеликими божественными посланниками. Только учило оно несколько другим положениям, считая, что их слова были искажены. Манихеи всегда были готовы подстроиться и воспринимали любую веру, а потому в дальнейшем стали если не мировой религией, то мировой ересью. Христиане считали их ересью христианства, зороастрийцы – ересью зороастризма, мусульмане – ересью мусульманства, а китайцы метко называли «вегетарианскими демонопоклонниками».

И это только за 200 лет
И это только за 200 лет

В языческом Риме манихеев долго рассматривали, как часть христианства, а потому боролись с каждым их этих учений. Когда вера Христа стала официальной, она сочла своих конкурентов ересью. В Персии манихейство старались искоренить, потому что его сторонники учили чему-то не тому. В Арабском халифате гнобили за то, что манихеи сомневались во всемогуществе Аллаха.

Но все равно, манихейство было очень духовно привлекательной религией, и в первые же века своего существования добралось на западе – до Галлии, а на востоке – до самого Китая. Его проповедники учили всеобщей любви и равенству, независимо от национальности и социального происхождения. Несмотря на отсутствие всякой государственной поддержки, оно долгое время составляло серьезную конкуренцию христианству. Даже один из отцов церкви, святой Августин, в юности был верующим манихеем. А когда начал распадаться античный мир, который со всех сторон атаковали варвары, манихейство еще серьезнее приросло сторонниками, поскольку происходящее объясняли борьбой добра и зла.

В эпоху раннего средневековья учение Мани наконец-то нашло себе могущественных покровителей. Поскольку его запрещали Римская и Персидская империи, его адепты ушли на окраину цивилизованного мира. Они сумели приобрести сторонников в процветающем государстве Согд, расположенном в центре Средней Азии. Согдийцы были первым торговым народом в истории, они фактически обеспечивали существование Великого шелкового пути задолго до того, как этим стали заниматься арабы или евреи. Учитывая интернационализм профессиональных торговцев, манихейство подходило им лучше всего.

-4

Второй опорой этого учения являлось тюркское племя уйгуров, один из народов великой степи, которые отличаются от уйгуров современных. Они оказывали покровительство согдийцам и контролировали пространство от Каспия до Китая. Даже китайская династия Тан в последние годы признала Поднебесную уйгурским вассалом.

Тем не менее, Согд был завоеван арабами, а Уйгурский каганат вскоре распался. Манихейство потеряло всю свою влиятельность, но даже в эпоху Чингисхана его исповедовали отдельные монгольские и тюркские племена. В Риме и на его варварских окраинах оно было разгромлено в 6-7-х столетиях. В исламском мире от него избавились в 10-12-х веках. Но в степи и Китае оно сохранялось значительное время. И даже сейчас в отдельных регионах КНР есть группы, называющие себя манихейскими.

#религия #история #манихейство #древний мир #азия #иран