3-е столетие нашей эры было временем великих империй. Рим держал в своих руках большую часть запада, Персия, кто бы ей не правил, контролировала восток. В Индии и Китае в одном государстве также объединились очень разные культуры. Были созданы огромные цивилизационные пространства, жители которых получили возможность мирно торговать, общаться и передвигаться на огромные расстояния. В это время многие поняли, что в любой точке света живут, в общем-то, совершенно одинаковые люди. Что все они сотворены равными, что им даны их Творцом некоторые неотъемлемые права, в числе которых находятся – жизнь, свобода и право на счастье.
Неудивительно, что когда лучшие умы человечества осознали эту простую истину, началось становление мировых религий. Первую из них создал индиец Будда, живший в 6-5-м веках до нашей эры; вторую – еврейский поданный Рима Иисус; третью – иранец Мани, говоривший на арамейском языке; четвертую – араб Мухаммед, который сумел подняться над клановыми различиями своего народа. Трое из этого списка нам хорошо известны, а о четвертом мы сейчас поговорим.
Мани родился в Ктесифоне в 216-м году. На тот момент город являлся столицей Парфянской империи, которую в Иране создали скифы. Но когда парню было одиннадцать лет, к власти пришла этнически персидская династия Сасанидов, при которой империя стала еще сильнее.
Его отец был парфянин царских кровей, матерью – армянка из правящего рода. Родители в юности были участниками одной из многочисленных иудео-христианских сект. В его родной Вавилонии, которая уже семьсот лет принадлежала Персии, как и на римском востоке, разговорным языком был арамейский.
Учения Будды, Зороастра и Иисуса Мани считал неполными. Он решил создать собственную веру, которая опиралась на каждую из предыдущих. Но все-таки, в основе его религии лежали иудео-христианские взгляды, которые на тот момент еще не были сведены в одну строгую систему книг. Главным ядром манихейства стал греческий языческий гностицизм – теория, что личного спасения и просветления можно достичь через знание.
Духовные практики манихейства ставили во главу угла противостояние добра и зла, которые полагались двумя равновеликими силами. По их мнению, в мире идет постоянное противостояние Отца Света и Царя Тьмы, и никто из них отнюдь не является всесильным. Человек сам выбирает, на какую ему стать сторону. Учитывая, что в понимании авраамических религий Господь всемогущ, можно представить, как к этой доктрине относились христиане, а в дальнейшем – и мусульмане.
Манихейство старалось объединить все религии в одну, считая Будду, Зороастра, Иисуса, а потом и Мухаммеда, равновеликими божественными посланниками. Только учило оно несколько другим положениям, считая, что их слова были искажены. Манихеи всегда были готовы подстроиться и воспринимали любую веру, а потому в дальнейшем стали если не мировой религией, то мировой ересью. Христиане считали их ересью христианства, зороастрийцы – ересью зороастризма, мусульмане – ересью мусульманства, а китайцы метко называли «вегетарианскими демонопоклонниками».
В языческом Риме манихеев долго рассматривали, как часть христианства, а потому боролись с каждым их этих учений. Когда вера Христа стала официальной, она сочла своих конкурентов ересью. В Персии манихейство старались искоренить, потому что его сторонники учили чему-то не тому. В Арабском халифате гнобили за то, что манихеи сомневались во всемогуществе Аллаха.
Но все равно, манихейство было очень духовно привлекательной религией, и в первые же века своего существования добралось на западе – до Галлии, а на востоке – до самого Китая. Его проповедники учили всеобщей любви и равенству, независимо от национальности и социального происхождения. Несмотря на отсутствие всякой государственной поддержки, оно долгое время составляло серьезную конкуренцию христианству. Даже один из отцов церкви, святой Августин, в юности был верующим манихеем. А когда начал распадаться античный мир, который со всех сторон атаковали варвары, манихейство еще серьезнее приросло сторонниками, поскольку происходящее объясняли борьбой добра и зла.
В эпоху раннего средневековья учение Мани наконец-то нашло себе могущественных покровителей. Поскольку его запрещали Римская и Персидская империи, его адепты ушли на окраину цивилизованного мира. Они сумели приобрести сторонников в процветающем государстве Согд, расположенном в центре Средней Азии. Согдийцы были первым торговым народом в истории, они фактически обеспечивали существование Великого шелкового пути задолго до того, как этим стали заниматься арабы или евреи. Учитывая интернационализм профессиональных торговцев, манихейство подходило им лучше всего.
Второй опорой этого учения являлось тюркское племя уйгуров, один из народов великой степи, которые отличаются от уйгуров современных. Они оказывали покровительство согдийцам и контролировали пространство от Каспия до Китая. Даже китайская династия Тан в последние годы признала Поднебесную уйгурским вассалом.
Тем не менее, Согд был завоеван арабами, а Уйгурский каганат вскоре распался. Манихейство потеряло всю свою влиятельность, но даже в эпоху Чингисхана его исповедовали отдельные монгольские и тюркские племена. В Риме и на его варварских окраинах оно было разгромлено в 6-7-х столетиях. В исламском мире от него избавились в 10-12-х веках. Но в степи и Китае оно сохранялось значительное время. И даже сейчас в отдельных регионах КНР есть группы, называющие себя манихейскими.
#религия #история #манихейство #древний мир #азия #иран