Точнее, в гастрономической столице России, но если написать так - заголовок потеряет свой некий такой особый оксюморон, вы понимаете: кулич - он же вроде как пасхальный, православный, а Татарстан - он же вроде как мусульманский.
Начну с длинного заезда: в детстве я начитался книг о Гарри Поттере, восхотел колдовать и заклинать. И упросил маму купить мне книгу "про магию" Натальи Степановой.
Из того, что она рассказывала о себе в этой книге, я помню приблизительно следующее:
- Наталья Степанова - потомственная сибирская целительница;
- учила её, по-моему, бабушка;
- день-деньской она отвечает на письма читателей;
- заклинания существуют на любой, совершенно на любой случай в жизни.
- Кстати, позже это будет художественно развёрнуто в "Уцелевшем" Паланика: молитва на место на парковке, молитва на отключение автомобильной сигнализации и так далее.
Заклинания в её книге оказались совсем не такими, как в "Гарри Поттере".
К примеру, чтобы парень скучал, девушке нужно было прикусить слегка язык и прочитать про себя такое слова:
Сама себя кусаю,
Раба Божьего (имя) к себе приделываю,
Чтобы раб Божий (имя) скучал,
От тоски отдыха не знал
Ни днем светлым, ни ночью темной,
Все чтобы обо мне мыслил.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Или был, к примеру, "Ведьмин приворот". Читать надо было в непогоду: в дождь, снег, грозу, ветер.
Слова следующие:
Шел поп до церкви.
Катится колесо, играется,
Под ноги попу кидается,
За полы его цепляется.
Так бы кидался до меня раб Божий (имя),
Бросался на меня кругом,
Вокруг меня крутился, на меня,
Как поп на икону, молился.
Черти, братья, помогите,
Раба Божьего (имя) покорите. Аминь.
Это не было похоже на Алохомора и Экспеллиармус.
- Надо бы перелистать ту книгу, она до сих пор, по-моему, хранится у мамы - а ну как там есть заговор на чаевые 25% с каждого чека?
Однажды я, кстати, написал письмо этой самой Наталье Степановой, попросил маму отправить. Много лет спустя я его нашёл среди домашних бумаг и с необыкновенным чувством перечёл собственное сочинение. Оказалось, я просил автора подсказать заклинание, от которого бы неугодные мне люди тут же умирали. Свою просьбу я подкрепил аргументом: "Это же всегда в жизни пригодится".
- Почему, почему мама не отправила это письмо? Сейчас бы я мог каждого заказывающего замечательное кофе капучино с корицей погорячее... эх...
Так я к чему: в той книге автор вспоминает, как в детстве интересовалась у бабушки, дескать, какой праздник - самый праздничный?
Потому что, пишет Наталья Степанова, лично мне всегда казалось, что самый главный праздник - это Пасха: столько вкусностей, всё разноцветное, на стол глядишь - и уже весело на душе.
А бабушка ей отвечала, что самый важный праздник для них - это Рождество Христово.
Пикантная деталь заключалась в том, что я - увы или ура - чистокровный татарин, рос в 100% татарской семье, поэтому слова "Раб Божий" и "Аминь" вызывали некоторую оторопь, а что такое Пасха я себе представлял с трудом, и то криво.
Сейчас я рәхәтләнеп ем куличи каждую Пасху с того самого года, как познакомился с одной невероятно красивой, которая позже стала женой, лучшей на свете, такую отловить не каждому выпадает, а её мама с Украины, потому и на эту Пасху мы поедем к ним поздравлять и... эта... есть, есть.
И я как-то всю дорогу считал, что само собой разумеется, что куличи пекут дома, своими силами, это же вроде как религиозное, интимное и т.д. Кто не печёт сам - едет к мамам, к бабушкам, они-то точно пекут сами, вот и повод собраться, кстати.
Но несколько лет назад в гастрономической столице России с людьми что-то случилось, и они стали покупать куличи в пекарнях, кондитерских и т.д.
Раньше ни одно заведения и помыслить не могло, чтобы делать деньги на этих самых куличах, это я вам компетентно могу заявить. А вот два или три года назад дело поставили.
И тут прозорливый читающий, конечно, спросит, дескать, а сколько же стоят куличи в гастрономической столице России?
А я вам отвечу - по информации одного местного издания, e-Kazan называется, в кондитерской Smorodina кулич стоит от 1500 рублей, а пасха (или надо писать Пасха?) - 1650 рублей.
- Кулич на сливочном масле, с вымоченными в коньяке кусочками вяленой груши, персика, сливы, изюма, сушеной вишни, кураги и лимонной цедры.
В кондитерской "Чай с молоком" кулич от 1150 рублей, п(П)асха - 1450 рублей.
В кондитерской Eclair - от 1200 рублей и от 1500 рублей соответственно.
Кондитерская The Medovik: 1190 рублей и 1200 рублей соответственно.
И так далее.
Нет - выглядят, конечно, само собой:
Или:
Или:
Фисташковая выглядит очень сочно, конечно. Я бы, наверное, её выбрал, а вы?
Не могу сказать за все заведения, но по меньшей мере в одном мне рассказали секрет Полишинеля, что себестоимость кулича - приблизительно 300 рублей. А продают - сами видите.
Это что же получается? Это получается, что ушлые татары наживаются на религиозных чуйствах православных друзей, накручивая сотни процентов?
Будь я в плохом настроении, я бы сказал, что это, знаете ли, немного похоже на одну такую вещь, которая начинается на "оскорбле", а заканчивается на "ние".
Ну а вы взяли бы домой такой кулич?