Мечтать не вредно. Когда-нибудь мечты обязательно сбудутся, особенно, если приложить к этому немало усилий. В юношеском возрасте страстно мечтал иметь собственное ружьё и чтоб в гараже появился мотоцикл. С ружьём проще. В 12 лет оно было получено через посыл торг. Иж – 58, двустволка, 20 калибра, по цене 60 рублей. Для сравнения. В то время мотоцикл Иж – 56 продавался по цене около 500 рублей. В семье нашей было четверо детей. Заработки у отца и матери около 75 рублей в месяц. Понятно, что семейная казна такими средствами не располагает. Лишь только годы спустя, одолжив деньги, приобрели мотоцикл Урал за 1280 рублей. К тому времени у меня уже были водительские права.
Ездить на двухколёсном мотоцикле научил меня одноклассник, у которого был Минск, по-нашему козлик. Позже с отцовым товарищем осваивал его ИЖ – 49. А свой мотоцикл Восход приобрел, только отслужив в армии, в 24 года. Первый раз свалиться на бок довелось, когда катался на упомянутом ИЖ – 49. Резко притормозив, перед препятствием, круто ушёл вправо, видимо плохо усвоил правила торможения. Естественно получил ушиб, но зато приобрёл и навык правильно пользоваться тормозами. На собственном Восходе завалился на боковую в первый же день по его приобретению, т.е. на третьем километре. Совершив первый заезд около километра, вернулся домой. При этом обнаружил пропажу водительского удостоверения. Погода стоял тёплая, поэтому я находился в легкой одежде, у которой не было карманов. Водительское удостоверение положил за рубашку. Еду по прежнему маршруту. Вот знакомая дорожка перешла в узкую углублённую тропинку. Мне пришло в голову, что корочки с удостоверением могли опуститься под резинку трико и решил проверить так ли это. Управляемый мотоцикл одной правой слегка вильнул в сторону, и, наехав на бортик колеи, мгновенно завалился набок. Ушиба практически не было, а урок пошёл впрок. Недалеко от места падения обнаружил свою пропажу. За время эксплуатации Восхода падал ещё дважды, собственно по своей же вине. Однажды не зафиксировав сидение мотоцикла в специальное крепление, свалился с него, не проехав и пяти метров. Сидение после резкого трогания с места стало подниматься вверх, я оказался в воздухе, растянувшись в вдоль мотоцикла, свалившись на боковую. Другой раз оказался под мотоциклом, сев за руль в нетрезвом виде. Падения во всех случаях по моей халатности. Дороги такие оплошности не прощают.
Известно, что в молодости все любят погонять с ветерком. Для быстрой езды, я по идее одного опытного мотоциклиста, укоротил гильзу цилиндра, на столько, на сколько позволял ход поршня. Чувствовалось, что мощность возросла, но при этом надо пользоваться бензином с октановым числом 66. При испытании скорость перевалила за сотню, мотоцикл начался вибрировать, того и гляди либо развалиться, либо слетит в кювет. И тут Восход самостоятельно отключился. Оказалось, что ключ в замке зажигания от вибрации повернулся, транспорт заглох. Шумахером я не стал, но набирать такую скорость более не пытался. На досуге, попутно, осваивал прыжки с трамплина. Дело было зимой. Развить скорость на не шипованной резине невозможно, поэтому прыгнуть более 5 метров не удавалось. В летний сезон испытывал езду на одном заднем. Со временем стало получаться. Адреналин зашкаливает, что и требовалось доказать!
Относительно качества этой марки мотоциклов. Машина, в двух словах, часто выходила из строя. Пройдя тысяч пять, отказала катушка зажигания, толкать до дома пришлось четыре с половиной километра. Остался, как говорится, без спины. Часто вылетал тросик сцепления со своего рабочего места. Вскоре мотоцикл перестал заводиться, причиной оказался износ одного подшипника, установленных рядом друг с другом на валу ротора/магдены/, в торце которого смонтирован прерыватель. Слабое место карбюратор, в который через не плотности засасываются пыль, которое забивает жиклёр.
Следующий мой мотоцикл стал ИЖ – 56, на который я променял свой чёрный Восход. По качеству ИЖ во многом лучше Восхода, доставшись мне уже в приличном возрасте. Иж не требует такого внимания, но своевременная профилактика не мешает. Держал его два сезона и горя не знал. Позднее приобрёл ИЖ – Планета 2. Накатав около 10 тысяч, мотоцикл ни разу не подвёл. Разгонялся на нём более чем на сто км, но из-за шероховатости дорожного полотна, скорость пришёл скинуть. Асфальта в районе ещё не существовало. После установки на него коляски, и заменив шестерёнку из 19 зубьев на 17, мотоцикл разгонялся до сотни километров. Единственно из-чего пришлось остановиться, пропало зажигание. Мне кажется – это было очередное предупреждение сверху. Дело в том, что аккумулятор от тряски слетел с гнезда, и с клеммы выдернулся проводок, отключилось зажигание. ИЖ – Планета надёжная машина. Мой одноклассник на такой модели за 25 лет эксплуатации мотоцикла наездил 98 тысяч км. Без особого ремонта. Чудо техника, ничего не скажешь. На свой ИЖак я поставил коляску от мотоцикла Юпитер. Без проблем гонял на нём на двух колёсах. При этом он не рвёт как Урал спицы заднего колеса, о чём рассказу чуть позднее.
За свою бытность пришлось поездить на трёх Уралах. Первый 1965 года выпуска был 28 сильный. Лёгкий в управлении. Правда, качество его было не на высоте. Наездили на нём около 60 тысяч. Раз пять меняли комплект зажигания. Часто прогорали клапана из-за того, что штанги-толкатели со временем деформируются, изменяя зазор, и клапана начинают стучать. Меняли не раз поршневые кольца. Ломалась задняя вилка, что под карданом. Однажды в пути сломалась ось на коляске, причём не от удара, а сама по себе, где-то на 30 тысячах пробега. Случилось это на полевой дорожке, где транспорт ходит редко, а за трактором идти км пять, но бросить машину на дороге, непозволительная роскошь. С первой попытки удалось поднять коляску путём вращения мотоцикла на 360 градусов, и добираться на двух колёсах. Невероятно, но факт. Был у меня второй вариант, вырубить из дерева дубину толщиной с оглоблю с небольшой кривизной и укрепить её под днищем коляски, где стояло колесо и потихоньку двигаться. Топорик в багажнике был, лес рядом, привязать было чем. Упомянутый Урал легко развивал скорость, и, достигнув отметку 105 км шёл плавно, без постороннего шума. Дороги тогда были грейдерные не хуже асфальта. Правда, лететь с такой скоростью не позволяли короткие участки прямого пути, да и рискованно ехать так. Мотоцикл не Жигули, на такую скорость не рассчитан. К тому же меня предупреждали опытные товарищи, что езда со скоростью свыше 80 для Урала губительна. Более 25 тысяч мотоцикл не пройдёт. Так оно и случилось. Заменили коленвал. Перед армией у меня уже был двухлетний опыт езды на мотоцикле, и пробег около 15 тысяч.
Однажды, будучи бойцом Советской армии, мне удалось прокатиться на мотоцикле М – 72. К нам на склад ГСМ мотоцикл поставил на хранение кто-то из офицеров. Выбрав момент, когда начальства на складе не было, решил покататься на территории объекта. Понятно, что делать такое нельзя, но когда очень хочется, то можно. Предлагаю своим сослуживцам, кто желает прокатиться? Желающих нет. Ключа зажигания владелец естественно мне не оставил, но М-72, как и Урал можно завести без него, вставив три спички в гнездо для ключа. Так и поступаю. Зажигание включилось, открываю краник бензобака и наполняю карбюраторы бензином. Кручу рукоятку газа. Мотоцикл хорошо набирает обороты, осталось только сесть и покататься на площадке перед боксом, размером с хоккейное поле. На первом же круге поднимаю коляску вверх, и делаю кругов 8 – 10 по часовой стрелке. Так на двух колёсах заехал в бокс и поставил мотоцикл на прежнее место. Ещё был случай с мотоциклом БМВ без коляски. Размером он с наш Восход, у него карданный вал и отменное качество. На нём отсутствует аккумулятор, а для запуска без ключа достаточно отсоединить один проводок в фаре, как и у Восхода.
Второй Урал был 1972 года выпуска. Он имел 32 сильный двигатель, 12 вольтовое электро оборудование, плоские карбюраторы, и кое-какие усовершенствования. В управлении мотоцикл оказался тяжеловат и своенравен. Разогнаться более 90 км, на нём не удавалось, при этом отовсюду гнало масло, появлялся запах перегретого масла, мотоцикл грелся. На этом установить рекорд скорости мы прекратили, но ездить на двух колёсах не переставали. Он также рвал спицы, быстро из строя выходили комплекты зажигания, прогорали глушители. Не раз меняли клапана и поршневые кольца. Проехали на нём порядка 65 тысяч км. Мотоцикл оставлен на память. До сих пор нигде не прогнил, хотя последние 15 лет его не заводили, но находится в рабочей форме.
Третий Урал по счёту был у меня служебный, 1976 года выпуска, 36 л.с. с фарой другой формы и индивидуальным ключом зажигания. К тому времени построили у нас в районе 15 километровую асфальтовую дорогу. Однажды я его там испытал. Он свободно разогнался до 110 км и еще был резерв, но я не стал рисковать, так как мотоцикл из-за некачественного асфальтового покрытия, начал рыскать по дороге, хотя в коляске был пассажир весом не менее 5 пудов. Пришлось погасить скорость до 80 км. Лучше ехать тише, дальше будешь. Наездил я на нём за год около 4 тысяч. Ничего не менял и ничего не выходило из строя. В таком виде и передал его своему сменщику. По возможности продолжал езду на двух колёсах, к счастью не порвал ни одной спицы. В управлении мотоцикл был лёгким, имел такой же большой расход топлива, как и его предшественники.
Расскажу один эпизод, когда пригодился мой навык езды на мотоцикле с поднятой коляской. Торопились мы с отцом после работы на вечернюю зорьку. Перед одним населённым пунктом, не доезжая пару километров, находился ложок, по-другому сказать низкое, топкое место, через который пролегала дорога. Дорожники уложили чуть в сторонке новое полотно, заложив под него бетонную трубу, поэтому дорога получилась с небольшим изгибом. По старой привычке сбавляю скорость, так как здесь всегда была проблема с проездом. И вовремя. Навстречу нам выезжает молоковоз ГАЗ -52, который занял по ширине большую часть дороги, поставив нас перед выбором: либо принимать контрастный душ в болоте, либо идти на таран. Опыт подсказывал мне, что можно проскочить по краю обочины на двух колёсах, задрав коляску к верху. Получилось всё как по - писаному. Разъехались благополучно. Остановились на той стороне, пошли посмотреть на место, где могло бы случиться непоправимое.
Последним из «могикан» стал у меня мотоцикл Тула М - 5951, с династартером, и как дублёр пусковой рычаг мотоциклетного типа. Династартёр через пару тысяч заводить двигатель категорически отказался. Запуск ногой оказался ничуть не хуже. Однако один недостаток у него проявился при первых же поездках. Мотоцикл не мог набрать скорость свыше 50 км, а при езде вдвоём, едва вытягивал 40 км. Как и подозревали причина скрывалась в карбюраторе. Поставили на него беушный карбюратор от Восхода, и тачка ожила, так говорили ребятишки. Родной карбюратор был вдвое больше по размерам с прибамбасами, но не оправдал себя. Тула имеет принудительное воздушное охлаждение улиточного типа и простое механическое зажигание. Почудить на нём не представилось возможности, хотя испытания он прошёл достойные похвалы. По мелочи так же выходили из строя отдельные агрегаты, но нравился он всем, за свой необычный вид и выхлоп отработанных газов под себя, с особым звуком. Мотоцикл до сих пор сохранился в прекрасном состоянии, полностью комплектный, 1989 года выпуска. Сделали ему откидную подножку, взятую с Восхода, потому как центральная подножка на мягком грунте проваливалась в землю и мотоцикл подал. Тогда как под боковую можно подложить сучок, щепку или, что попадёт под руку. Максимальную скорость, которую набирали на нём чуть свыше 80 км, но это не предел, просто не дошёл ход. Достоинств у Тулы больше, чем недостатков, поэтому всякие мелочи в конструкции можно терпеть и кое-что даже усовершенствовать самому, в своём собственном гараже.
В настоящее время мотоцикл на селе большая редкость. Езда на мотоциклах считается не престижной. Зачем мотоцикл, когда можно по дешёвке купить старый драндулет, хоть какой, но всё-таки машина. Много взрослых людей крутят педали велосипедов и детвора в том числе. Наше время было интересней. Дошколятами уже осваивали отцовские велосипеды, гоняя под рамкой. Далее следовали козлики или Восходы. Чуть повзрослев, летали на Ижах и Уралах. Мне выпало на долю пройти именно такой вариант. Частично я описал свой путь молодого бойца и удовлетворён тем, что, позади остался след, который ярко греет душу даже в преклонном возрасте. В нашей семье на мотоцикле ездили: отец, мой младший брат, старшая сестра. Потом подхватили эстафету сыновья, дочь, племянники. Я не призываю идти по моим стопам, но кто чувствует в себе уверенность пусть отведает кое-что из описанных способах или покажет свой класс в чём-то подобном.
Однажды довелось мне познакомиться с единомышленником, который был увлечён ездой на Урале. Вот, что он мне рассказал. Служил офицер в танковой части. На работу добирался на ярко-зелёном Урале. Гаишники давно заприметили военного и его лихую удаль. Парни с погонами решили наказать гонщика, но прижать его никак не удавалось. Однажды ГАИшники дали себе слово мотоциклиста отловить и наказать, но он, поняв их намерения, преподал мастер-класс. Въезд в воинскую часть был с двух сторон: через проходную и по мостоукладчику, с запасного выхода. Это танковая колея представляет собой две дорожки для гусениц по ширине танка, на не большой высоте, длиной около полсотни метров. К данному мосту и пробрался преследуемый на своём Урале. С ходу, приподняв коляску, старший лейтенант влетел на подмосток и проскочил его на двух колёсах по колее. Остановившись на своей родной территории, заглушил двигатель. Поприветствовав ГАИшников поднятой вверх рукой, пригласил последовать его примеру. Сержанты в ответ предложили, познакомиться и попросили показать ещё раз своё мастерство. За это обещали закрыть глаза на его проделки. Предложение принято. Оказывается любителей острых ощущений много, но повторять опыт следует только после приобретённого навыка. Чего и вам желаю! 2022 г.