Надежда Удальцова (1886−1961) — еще одна яркая представительница русского авангарда, а именно направления кубофутуризм.
Кубофутуризмом называют направление в русском искусстве начала XX века, соединившее в себе принципы французских кубистов и итальянских футуристов.
Для творчества Удальцовой и других художников-кубофутуристов характерно изображение предметов одновременно с разных точек зрения, снаружи и изнутри, из-за чего эти объекты как будто раскалываются на части и перемешиваются друг с другом, образуя сложно организованное динамическое целое.
В работах Удальцовой активно работают цвет и фактура — художница исследовала взаимодействие цветовых плоскостей, различающихся интенсивностью окрашенности, напряжением цвета, характером нанесения краски.
В дневнике она писала: «[Кубизм — ] только школа, но не цель. Я хорошо поняла всю необычайность живописных достижений кубизма, и не его декоративно-узорчатая сторона привлекала меня, а строгость построения и строгие законы самой живописи: валёр, сдержанная цветовая гамма и твердый закон построения картины».
Удальцова, прошедшая через кубизм, футуризм и супрематизм, возвращается к фигуративной живописи в 1920-х годах. Например, работы из проездки на Алтай и Восточный Казахстан с мужем Александром Древиным, тоже художником и лидером русского авангарда (он вел преподавательскую деятельность во ВХУТЕМАСе!), уже выполнены в другой, своеобразной манере. Экспрессивные линии и цветные пятна передают удивительные впечатления от встречи с незнакомым ландшафтом и людьми.
Понравилась статья? Поддержите наш канал лайком или подпиской✨
#artemisiaживопись #авангард #амазонки авангарда #удальцова #надежда удальцова #кубофутуризм #кубизм #культура #искусство #живопись