Найти в Дзене
Техника времени

Люди, которые видели самые редкие грузовики, тягачи и самосвалы СССР — настоящие счастливчики

Оглавление

Плановая экономика СССР никогда не могла конкурировать разнообразием продукции с капиталистическим устройством общества. На то она и плановая, здесь нет необходимости делать что-то слегка отличное от уже имеющегося лишь для того, что бы привлечь клиента. Если уже есть какая-то техника выполняющая определенную работу, еще один вариант для такой же работы просто не пустят в производство если только не будет какого-то ощутимого выигрыша, во времени или в деньгах.

Наш Телеграм-канал. Подпишитесь!

По этой причине техника Советского Союза не поражала разнообразием и многие модели выпускались на протяжении десятков лет, но это не значит, что разработки новой техники не велись. Инженеры и конструкторы были постоянно заняты поиском чего-то нового, просто большая часть того, что они придумывали, так до производства и не доходила, оставаясь в основном на бумаге.

В последние годы СССР темпы производства нарастали, мы стремились наверстать отставание от запада, в связи в этим начала расширятся и линейка производимой техники. Вы только представьте, в восьмидесятые годы, планировали запустить в производство примерно пять десятков новых моделей грузовых автомобилей!

Например Камский автозавод в 1981-ом году собирался начать производство автопоезда для сельскохозяйственных нужд. Он представлял из себя самосвал КамАЗ-55102 работающий вместе с прицепом ГКБ-8527 и должен был стать конкурентом для ЗиЛ-ММЗ-554М в тандеме с прицепом ГКБ-819. Но тут был один важный момент, ЗиЛ имея грузоподъемность в 10,5 тонн, сжигал на сто километров пути более 42 литров бензина, тогда как новый КамАЗ перевозя 14 тонн продукции расходовал чуть более 29 литров. В планах было всего за пятилетку поднять производство КамАЗ-55102 до 15 тысяч машин, тогда как конкурент с завода имени Лихачева за эти же сроки мог похвастать гораздо меньшими темпами производства с 10.5 тысяч до 10.9 тысяч экземпляров.

-2

Надо сказать КамАЗ был в ударе. Один из самых молодых заводов, он сразу стал любимой игрушкой руководства страны в который вливались неплохие средства, а кроме этого у него не было каких-то устоявшихся традиций и старых моделей, которые могли бы тормозить полет конструкторской мысли и технический прогресс. В том же 1981-ом году должен был появится полноприводный грузовик КамАЗ-4310. Этот вездеход с колесной формулой 6х6 подвинул с пьедестала уже старенький Урал-375Д. Этот легендарный грузовик впервые сошел с конвейера в 1964-ом году и ему уже давно пора было подыскать замену. Имея аналогичную грузоподъемность в 5 тонн, КамАЗ снова выигрывал за счет экономичности. Будучи менее прожорливым, он удешевлял перевозки практически на четверть. А кроме этого имел приятный бонус, мог тянуть за собой прицеп еще в 4.5 тонны. А вот старичок Урал был способен тянуть довесок немногим тяжелее трех тонн.

-3

Стоит заметить что модель 4310 делалась по большой части для нужд армии, его гражданская версия имела немного другой индекс — КамАЗ-43101. Этот грузовик получил увеличенную до 7 тонн грузоподъемность, к которой можно было добавить еще и прицеп такого же веса. И здесь тоже для сравнения можно взять грузовик Урал-375Н. Его выпускали с 1974-го года. Если посмотреть на цифры, то увидим, что в 1981-ом году, судя по прочерку, КамАЗов этой модификации не выпустили, тогда как Урал имел в своем активе 3100 грузовиков за год, а вот в 1985-ом году, мы уже видим что годовой тираж КамАЗ-443101 составил 10 тысяч, тогда как Урал-375Н вообще перестали делать.

-4

Но это не последняя новинка в 1981-ом году от КамАЗа. Линейку техники должен был пополнить еще и седельный тягач КамАЗ-54112. Он получил усиленную раму и в напарники новый полуприцеп ОдАЗ-9385. Этот тандем мог увезти до 20 тонн полезной нагрузки. И здесь произошло соревнование с собственной же моделью КамАЗ-5410, которая стояла на конвейере с 1976-го года. Выигрыш был очевиден, старый автопоезд мог тянуть только 14 тонн, и хотя двигатели на машинах стояли одинаковые, свежий КамАЗ оказался еще и шустрее разгоняясь до 95 км/ч, тогда как его более взрослый собрат мог развить лишь 80 км/ч.

-5

Но и другие производители не сидели сложа рука, так на Кременчугском заводе в 1980 году, на смену устаревшему КрАЗ-255Б1, который собирали с 1967-го года, разработали новую модель вездехода КрАЗ-260. Он получил свежий двигатель ЯМЗ-238Л , который выдавал 300 лошадиных сил, тогда как на предыдущей версии стоял более старый ЯМЗ-238 и мощности там было всего 240 сил. Это во-первых, сказалось на грузоподъемности которая выросла с 7.5 тонн до 9. А кроме этого вездеход можно было использовать как буксир для самолетов массой до 75 тонн. Преимущества были очевидными, большая мощность при меньшем расходе топлива, грузовик стал шустрее и надежнее. До капремонта мог набегать 175 тысяч километров, тогда как его предшественник имел гарантийный ресурс 125 тысяч. Кроме этого на вездеход поставили новую трансмиссию.

-6

На Минском автозаводе тоже кипели работы. На смену МАЗ-5335 пришел МАЗ-53361. Имея одинаковую грузоподъемность эти машины отличались в первую очередь двигателями. На новинке стоял ЯМЗ-8421 который давал мощность в 290 лошадок, тогда как на «лобатом» стоял 180-ти сильный ЯМЗ-236. Новинка за счет этого была способна к своим 8 тоннам взять в довесок еще и прицеп на 14 тонн. Опять же скорость выше, расход топлива меньше, надежность улучшилась.

-7

Уже в 1981-ом году должен был появиться МАЗ-5432 в полуприцепом МАЗ-9397. Он шел на смену МАЗ-5428, хотят тот был достаточно свежей техникой. Собирать эти грузовики начали всего пару лет назад в 1979-ом году. Просто новая модель должна была стать еще эффективнее, получить новый экономичный двигатель и увеличенный ресурс. Стартовало производство с 350 машин за год и к 1985-му году производили уже 4 тысячи экземпляров, а вот МАЗ-5428 в 1981-ом году имея тираж 3.7 тысяч к концу пятилетки вообще ушел с конвейера.

-8

Кроме этого в 1984-ом году началось серийное производство седельного тягача МАЗ-64221. Этот трехосный грузовик получил в напарники полуприцеп МАЗ-9389 с грузоподъемностью в 32.5 тонны. Этот автомобиль шел так же на смену МАЗ-5428 и имел козырь в виде нового мощного двигателя ЯМЗ-8421 выдающего мощность в 360 лошадей. И хотя старт был намечен на 1984-й год первая партия в 150 автомобилей была собрана в 1981-ом году а к 1985-му году их уже делали до 3 600 экземпляров.

-9

А вам знакомы эти грузовики?

Мы — Техника Времени!

Товарищ! Следуй за нами в Телеграм-канал, там собираются все свои - водители, трактористы, машинисты, дальнобойщики, мотоциклисты. Все, кто так или иначе связан с автомобилями, грузовиками, тракторами и другой техникой.