Плановая экономика СССР никогда не могла конкурировать разнообразием продукции с капиталистическим устройством общества. На то она и плановая, здесь нет необходимости делать что-то слегка отличное от уже имеющегося лишь для того, что бы привлечь клиента. Если уже есть какая-то техника выполняющая определенную работу, еще один вариант для такой же работы просто не пустят в производство если только не будет какого-то ощутимого выигрыша, во времени или в деньгах.
Наш Телеграм-канал. Подпишитесь!
По этой причине техника Советского Союза не поражала разнообразием и многие модели выпускались на протяжении десятков лет, но это не значит, что разработки новой техники не велись. Инженеры и конструкторы были постоянно заняты поиском чего-то нового, просто большая часть того, что они придумывали, так до производства и не доходила, оставаясь в основном на бумаге.
В последние годы СССР темпы производства нарастали, мы стремились наверстать отставание от запада, в связи в этим начала расширятся и линейка производимой техники. Вы только представьте, в восьмидесятые годы, планировали запустить в производство примерно пять десятков новых моделей грузовых автомобилей!
Например Камский автозавод в 1981-ом году собирался начать производство автопоезда для сельскохозяйственных нужд. Он представлял из себя самосвал КамАЗ-55102 работающий вместе с прицепом ГКБ-8527 и должен был стать конкурентом для ЗиЛ-ММЗ-554М в тандеме с прицепом ГКБ-819. Но тут был один важный момент, ЗиЛ имея грузоподъемность в 10,5 тонн, сжигал на сто километров пути более 42 литров бензина, тогда как новый КамАЗ перевозя 14 тонн продукции расходовал чуть более 29 литров. В планах было всего за пятилетку поднять производство КамАЗ-55102 до 15 тысяч машин, тогда как конкурент с завода имени Лихачева за эти же сроки мог похвастать гораздо меньшими темпами производства с 10.5 тысяч до 10.9 тысяч экземпляров.
Надо сказать КамАЗ был в ударе. Один из самых молодых заводов, он сразу стал любимой игрушкой руководства страны в который вливались неплохие средства, а кроме этого у него не было каких-то устоявшихся традиций и старых моделей, которые могли бы тормозить полет конструкторской мысли и технический прогресс. В том же 1981-ом году должен был появится полноприводный грузовик КамАЗ-4310. Этот вездеход с колесной формулой 6х6 подвинул с пьедестала уже старенький Урал-375Д. Этот легендарный грузовик впервые сошел с конвейера в 1964-ом году и ему уже давно пора было подыскать замену. Имея аналогичную грузоподъемность в 5 тонн, КамАЗ снова выигрывал за счет экономичности. Будучи менее прожорливым, он удешевлял перевозки практически на четверть. А кроме этого имел приятный бонус, мог тянуть за собой прицеп еще в 4.5 тонны. А вот старичок Урал был способен тянуть довесок немногим тяжелее трех тонн.
Стоит заметить что модель 4310 делалась по большой части для нужд армии, его гражданская версия имела немного другой индекс — КамАЗ-43101. Этот грузовик получил увеличенную до 7 тонн грузоподъемность, к которой можно было добавить еще и прицеп такого же веса. И здесь тоже для сравнения можно взять грузовик Урал-375Н. Его выпускали с 1974-го года. Если посмотреть на цифры, то увидим, что в 1981-ом году, судя по прочерку, КамАЗов этой модификации не выпустили, тогда как Урал имел в своем активе 3100 грузовиков за год, а вот в 1985-ом году, мы уже видим что годовой тираж КамАЗ-443101 составил 10 тысяч, тогда как Урал-375Н вообще перестали делать.
Но это не последняя новинка в 1981-ом году от КамАЗа. Линейку техники должен был пополнить еще и седельный тягач КамАЗ-54112. Он получил усиленную раму и в напарники новый полуприцеп ОдАЗ-9385. Этот тандем мог увезти до 20 тонн полезной нагрузки. И здесь произошло соревнование с собственной же моделью КамАЗ-5410, которая стояла на конвейере с 1976-го года. Выигрыш был очевиден, старый автопоезд мог тянуть только 14 тонн, и хотя двигатели на машинах стояли одинаковые, свежий КамАЗ оказался еще и шустрее разгоняясь до 95 км/ч, тогда как его более взрослый собрат мог развить лишь 80 км/ч.
Но и другие производители не сидели сложа рука, так на Кременчугском заводе в 1980 году, на смену устаревшему КрАЗ-255Б1, который собирали с 1967-го года, разработали новую модель вездехода КрАЗ-260. Он получил свежий двигатель ЯМЗ-238Л , который выдавал 300 лошадиных сил, тогда как на предыдущей версии стоял более старый ЯМЗ-238 и мощности там было всего 240 сил. Это во-первых, сказалось на грузоподъемности которая выросла с 7.5 тонн до 9. А кроме этого вездеход можно было использовать как буксир для самолетов массой до 75 тонн. Преимущества были очевидными, большая мощность при меньшем расходе топлива, грузовик стал шустрее и надежнее. До капремонта мог набегать 175 тысяч километров, тогда как его предшественник имел гарантийный ресурс 125 тысяч. Кроме этого на вездеход поставили новую трансмиссию.
На Минском автозаводе тоже кипели работы. На смену МАЗ-5335 пришел МАЗ-53361. Имея одинаковую грузоподъемность эти машины отличались в первую очередь двигателями. На новинке стоял ЯМЗ-8421 который давал мощность в 290 лошадок, тогда как на «лобатом» стоял 180-ти сильный ЯМЗ-236. Новинка за счет этого была способна к своим 8 тоннам взять в довесок еще и прицеп на 14 тонн. Опять же скорость выше, расход топлива меньше, надежность улучшилась.
Уже в 1981-ом году должен был появиться МАЗ-5432 в полуприцепом МАЗ-9397. Он шел на смену МАЗ-5428, хотят тот был достаточно свежей техникой. Собирать эти грузовики начали всего пару лет назад в 1979-ом году. Просто новая модель должна была стать еще эффективнее, получить новый экономичный двигатель и увеличенный ресурс. Стартовало производство с 350 машин за год и к 1985-му году производили уже 4 тысячи экземпляров, а вот МАЗ-5428 в 1981-ом году имея тираж 3.7 тысяч к концу пятилетки вообще ушел с конвейера.
Кроме этого в 1984-ом году началось серийное производство седельного тягача МАЗ-64221. Этот трехосный грузовик получил в напарники полуприцеп МАЗ-9389 с грузоподъемностью в 32.5 тонны. Этот автомобиль шел так же на смену МАЗ-5428 и имел козырь в виде нового мощного двигателя ЯМЗ-8421 выдающего мощность в 360 лошадей. И хотя старт был намечен на 1984-й год первая партия в 150 автомобилей была собрана в 1981-ом году а к 1985-му году их уже делали до 3 600 экземпляров.
А вам знакомы эти грузовики?
Мы — Техника Времени!
Товарищ! Следуй за нами в Телеграм-канал, там собираются все свои - водители, трактористы, машинисты, дальнобойщики, мотоциклисты. Все, кто так или иначе связан с автомобилями, грузовиками, тракторами и другой техникой.