Аввакум — пророк, чьи дерзновенные слова требуют нашего внимания. Большинство ничего не знает о нем — разве что связывает его имя с одной из самых последних книг Ветхого Завета. Те, кто открыл его для себя, в восторге от этого знакомства. Он во всех отношениях очень похож на нас — кроме того, что он, возможно, в своих высказываниях был откровеннее многих людей.
Аввакум пользовался огромным уважением. Его называли “пророком” (Авв. 1:1; 3:1), что было официальным званием, предполагающим публичное служение. Из этого можно сделать вывод, что он был известен как пророк Божий. Возможно, он принадлежал к тем безымянным пророкам, которые возвестили разрушение Иерусалима (см. 4 Цар. 21:10-16; 2 Пар. 33:10). Кроме того, этот титул указывает на то, что Аввакум был “профессиональным” пророком. Такие пророки находились при храме или царском дворе, где часто передавали Божьи повеления. К таким “профессиональным” пророкам принадлежал Нафан (2 Цар. 7). Современниками Аввакума, похоже, были пророки Иеремия и Софония.
Хотя об Аввакуме известно мало, человеческое любопытство, как всегда в таких случаях, пытается “заполнить пробелы” его жизни недостающими подробностями. В результате история жизни Аввакума изобилует легендами. Раввинистическая традиция утверждает, что Аввакум был учеником Наума. Другие называют его “сторожем”, которого Исаия послал наблюдать за Вавилонией во время возвещения Божьего суда (см. 2:1; Ис. 21:6). Некоторые пытаются установить интересную связь Аввакума с сонамитянкой (в которой он выступает как ее сын), потому что она “держала на руках” своего сына (см. 4 Цар. 4:16). Аввакум упоминается в истории о Виле и Драконе из апокрифических легенд. Рассмотрев все попытки “заполнить пробелы” жизни Аввакума, мы можем справедливо заключить, что все они просто фантастичны и не вызывают никакого доверия, к тому же совершенно бесполезны. И хотя многие подробности его жизни так и остаются неизвестными, мы можем многое узнать, проведя его “характерологическое исследование”.
Этот пророк, поначалу кажущийся совсем неведомым, вскоре предстанет перед нами, как живой. Мы посмотрим на него совершенно другими глазами. Раймонд Калкинс пишет: “Изучите всю Библию, и вы не найдете ничего, что можно сравнить с той концентрированной силой, которую источают эти три главы книги Аввакума... перед вами человек с душой, которую глубоко ранит зло, но при этом все же твердый в своей вере во всесильного Бога”. Итак, посмотрим, что же это был за человек, что не боялся задавать вопросы, подвергавшие сомнению Божью справедливость.
ЧЕЛОВЕК С БРЕМЕНЕМ (Авв. 1:1)
Еврейское слово масса в 1:1, переведенное в нашей Библии как “пророческое видение”, имеет также значения “прорицание”, “бремя” или “изречение” (см. Прит. 30:1). Оно указывает на то, что это пророческая весть от Бога. Когда эта весть возвещала погибель, она была для изрекавшего ее пророка “бременем”. “Приговор, вынесенный человеку или обществу, висел на них тяжким грузом, который, в конце концов, придавливал их” (Ф. Кук). “Бремя” Аввакума было великим, потому что оно было обращено и к Вавилонии и к Иудее.
Итак, мы читаем заявление о вдохновенности пророчества Аввакума. Бог дал ему весть, которую нужно было передать, но вместо радости она принесла бремя. Это было ужасно!
Реакция Аввакума на это бремя говорит о том, что он был духовно чуток; он остро переживал трагедию греха в Иудее и зла в Вавилонии. Она говорит о его преданности Богу, потому что он был полон решимости передать эту весть несмотря на мучительность задачи. Она говорит о его смирении и готовности служить, потому что Бог открыл ему глаза, чтобы он “видел” пророчество. Псалмопевец отобразил то же смирение, когда просил Бога открыть ему глаза, чтобы “увидеть” Божью истину (Пс. 118:18). Такое отношение к поставленной ему задаче показывает духовность Аввакума.
Размышляя над бременем Аввакума, мы не можем не задать и себе нелицеприятные вопросы. Так же ли и мы обеспокоены духовным благополучием других? Причиняет ли нам горе зло, существующее в нашем обществе? Осознаём ли мы, что, уча погибших, несем бремя (см. Деян. 26:18)? Так же ли преданно мы выполняем наш долг, как Аввакум? Даже если благовествование оказывается бременем, мы все равно обязаны учить. Давайте примем это бремя и, как Аввакум, будем исполнять свой долг!
ЧЕЛОВЕК С ВОПРОСАМИ (Авв. 1:2, 13)
Вопросы, задаваемые Аввакумом Богу, говорят о его искренности. Он перекликается с теми, кто силился понять высшее правосудие.
Авраам упрекает Бога за несправедливо одинаковое, по его мнению, отношение к праведным и неправедным (Быт. 18:23-25). В псалмах часто поднимается вопрос Божьего правосудия — действительно ли Бог беспристрастен (см. Пс. 43:25; 73:10; 78:5; 79:5; 84:6; 88:47 и др.). В псалме 72 автор признается, что он был так возмущен кажущейся несправедливостью Бога, позволяющего нечестивым благоденствовать, а праведным страдать, что едва не разуверился в Его правосудии (ст. 2, 13). Иеремия часто плакал в растерянности, когда ему казалось, что Бог не исполняет Своего обещания отомстить за праведных (см. Иер. 8:18—9:1; 12:1-4; 15:16-20; 20:7-9; Плач. 5:20) Аввакум не единственный, кто просил Бога ответить, как Его правосудие может объяснить “успех” нечестивых в обществе.
Вопросы Аввакума можно расценить как жалобы на то, что Бог не поступает по справедливости. Все его недоумения можно свести к одному вопросу: “Как может справедливый Бог допускать существование такой вопиющей несправедливости?”
Вопросы Аввакума задаются и сегодня. Они отражают сомнения многих пытающихся понять Божьи пути. И хотя Божьи пути неисповедимы, хотя мы знаем, что Его пути не наши пути (см. Ис. 55:8), мы пытаемся примирить существующее зло с Божьей праведностью. Как объяснить Божьи пути? Как верить в то, что грех, в конце концов, будет наказан? Нас, как и Аввакума, часто осаждают вопросы, на которые мы не находим ответов!
ЧЕЛОВЕК С ОТЧАЯНИЕМ (Авв. 1:12)
Когда вопросы остаются без ответов, в человеке зачастую рождается отчаяние. Особенно это касается духовных проблем. Отчаяние часто выводит нас из терпения и требует немедленного ответа. Именно это случилось с Аввакумом. Он был в отчаянии, видя, как зло в общественных отношениях, торговле, политике и религии расправляется с теми, кто старается делать то, что правильно: “От этого закон потерял силу, и суда правильного нет; так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный” (1:4). Он усиленно молится, но Бог, кажется, не слышит, а если и слышит, то Ему это безразлично. В стихе 2 говорится: “Доколе, Господи, я буду взывать — и Ты не слышишь, буду вопить к Тебе о насилии — и Ты не спасаешь?” Аввакум видит, что все, что для него дорого, вот-вот будет утрачено, погубленное нечестивым народом, которого укрепил Бог: “Ты, Господи, только для суда попустил его. Скала моя! Для наказания Ты назначил его” (1:12). Аввакум мучается стародавней проблемой, почему невинный должен страдать, а нечестивый благоденствовать (Иер. 5:28; 12:1 и дал.; Пс. 72:12-14).
Отчаяние Аввакума — результат твердой веры во всемогущество Божье, которая не может увязать его с реалиями повседневной жизни. Аввакуму и многим ему подобным казалось, что вера во всемогущего Бога не нужна в мире, где царит нечестивость! Сердце Аввакума говорило ему одно, а глаза — другое. Это несоответствие и стало причиной его отчаяния.
ЧЕЛОВЕК С ТЕРПЕНИЕМ (Авв. 2:1)
Мы подошли к самой важной характеристике этого малоизвестного пророка. Хотя его вопросы оставались без ответа и хотя он был в отчаянии, он знал, что у Бога есть на это Своя причина, и был готов ждать! Он говорит: “На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне и что мне отвечать по жалобе моей” (2:1). Он знал, что в безумии вокруг него “есть своя система” и что Бог рано или поздно даст ответ.
То же терпение требуется от святых и сегодня (см. Пс. 5:4; 84:9). Даже когда кажется, что все потеряно и нет никаких тому объяснений, христиане должны терпеливо ждать, когда всемогущий Бог откроет им Свой план. Очень хорошо выразил эту необходимость терпения Уильям Каупер:
Напрасно слепое неверие ищет,
Какими путями идти.
Только Сам Бог может ясно открыть
Свои святые пути.
ЧЕЛОВЕК С ВЕРОЙ (Авв. 3:1-7)
Только благодаря вере Аввакум мог терпеливо ждать, когда Бог все объяснит (3:1-7). Вера — главное свойство его натуры. Последняя глава говорит о вере в Бога, твердой и абсолютной. Вера Аввакума нужна всем нам. И хотя на нем лежало тяжкое бремя вести, хотя вопросы вели его к дальнейшей растерянности, благодаря крепкой вере он смог проявить терпение. Вера позволила Аввакуму передать свои нерешенные проблемы Богу. Он не обратился к мирской мудрости или к тщетной философии. Он просто положил пред Богом вопросы, зная, что в конце концов ответ придет.
ЧЕЛОВЕК С УВЕРЕННОСТЬЮ В БУДУЩЕМ (Авв. 3:17-19)
Пророчество Аввакума начинается с крайней растерянности, но заканчивается торжествующим восклицанием. Вследствие такого изменения взглядов автора последние стихи называют “от трагедии к триумфу”, “от переживаний к поклонению” и “от встревоженности к вере”, выражая этим смелость веры пророка. Пусть сейчас обстоятельства против него — конечная победа не вызывает у него никаких сомнений. Так Аввакум нашел решение своей проблемы в искренней уверенности в Боге, который исправит зло, над которым Аввакум не властен.
Уверенность Аввакума в будущем сродни уверенности Иова (Иов 42:1-6) и псалмопевца (Пс. 72:21-28). И тот и другой осознали, какое это заблуждение — ходить видением, а не верой. И тот и другой пришли к пониманию, что Божье всевластное провидение, в конце концов, примирит кажущиеся противоречия жизни.
Несмотря ни на какие повороты жизни, Аввакум продолжал доверять Богу. Хотя казалось, все кончено, Аввакум принял решение, что будет с уверенностью ждать победы, которую Библия обещает всем сохранившим непоколебимую твердость веры. Сегодняшним христианам очень нужна такая уверенность в будущем (Рим. 8:31-39).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
У нас много общего с Аввакумом. Его вопросами о Божьей справедливости задаются все, кто ищет правды. Пусть он будет для нас примером. Давайте встречать трудности с уверенностью, зная, что будущее содержит потрясающие благословения для каждого, кто боится и слушается Бога!
Будем подражать желанию Аввакума “увидеть” Божью волю (см. Пс. 118:18). Есть ли у вас это простое желание? Если да, то вы внутренне с легкостью согласитесь с делать все, что повелевает Божья истина (Пс. 118:33, 34). Внимательное изучение Писания поможет вам узнать, что истина велит уверовать в евангелие об Иисусе Христе (Ин. 3:16; Рим. 10:10), исповедать божественность Христа перед людьми (Деян. 8:37; Рим. 10:9), покаяться в своевольной жизни, обещать следовать Божьему водительству (Лк. 13:3; Деян. 2:38) и креститься для прощения грехов (Деян. 2:38; 22:16).
#аввакум #пророк #пророки #ветхий завет #христианство #религия