Стандартные шаблоны и критерии оценивания мы уже разобрали.
Но стандартные шаблоны подходят приблизительно к 80% тем. А как быть с нестандартными темами? Приведу несколько примеров готовых планов.
План по теме «Источники финансирования бизнеса»
I. Понятие источников финансирования бизнеса.
II. Внутренние:
- складочный капитал;
- уставной капитал;
- паевой капитал;
- амортизационные отчисления;
- прибыль от реализации продукции компании.
III. Внешние:
- кредитные заимствования;
- выпуск ценных бумаг предприятия;
- государственные дотации, субсидии.
*План максимально лаконичен, потому, что тема слишком узкая. Добавить нечего.
План по теме «Предпринимательство»
I. Кто может стать предпринимателем?
II. Признаки предпринимательства:
- новаторство;
- инициативность;
- риск и др.
III. Функции предпринимателя:
- соединение факторов производства;
- принятие решений;
- создание востребованного продукта и др.
IV. Формы организации предпринимательской деятельности:
- предпринимательство без образования юридического лица;
- юридические лица.
V. Издержки и доход предпринимателя.
*План не начинается с пункта «Понятие», такое тоже бывает. А так, содержание целиком основано на проходимой теории.
План по теме «Объекты микроэкономики»
I. Домохозяйства:
- домохозяйства как потребители товаров и услуг;
- домохозяйства как поставщики ресурсов;
- распределение доходов между домохозяйствами.
II. Фирмы:
- сущность фирмы;
- малый и крупный бизнес;
- цели деятельности фирмы.
III. Сектора экономики:
- сельское и лесное хозяйства;
- строительство
- торговля;
- финансы и др.
IV. Рынки товаров и услуг.
V. Рынки ресурсов.
*Идеален ли этот план? Очевидно, что в нём много неточностей. Но это план составителя 👍
Во-первых: первый и второй пункты скорее относятся к субъектам, а не объектам микроэкономики. Во-вторых: крупный бизнес, строительство и финансы точно относятся к МИКРОэкономике?
Какой можно сделать вывод: когда тема слишком узкая, можно «съезжать» на смежные темы.
План по теме «Воинская обязанность как одна из конституционных обязанностей гражданина России»
I. Понятие «конституционная обязанность».
II. Конституционные обязанности гражданина России:
- соблюдение Конституции и законов;
- сохранение природы и окружающей среды;
- получение основного общего образования;
- забота о сохранении исторического и культурного наследия;
- забота о детях и нетрудоспособных родных;
- защита Отечества;
- уплата налогов.
III. Воинская обязанность в Российской Федерации:
- кто такое воинский учёт?
- как готовиться к военной службе?
- кто подлежит призыву на военную службу?
- срок военной службы.
IV. Кто может быть освобожден от службы по призыву?
- признанные ограниченно годными к воинской службе по состоянию здоровья;
- проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
- имеющие предусмотренную государственной системой аттестации учёную степень и др.
V. Кому предоставляется отсрочка от призыва?
- признанным в установленном порядке временно не годными к военной службе по состоянию здоровья на срок до одного года;
- имеющим ребёнка и воспитывающим его без матери ребёнка;
- обучающимся по очной форме обучения в школе, не свыше сроков получения среднего общего образования и др.
*Этот план целиком и полностью основан на знании закона о воинской обязанности в РФ. Какие ещё мы можем сделать для себя выводы из него?
Во-первых: некоторые пункты плана могут быть сформулированы в качестве вопросительных предложений. Это нормально и должно быть к месту, специально увлекаться этим не стоит. Во-вторых: планы могут быть «двойными», т.е. и про воинскую обязанность поговорили, и другие конституционные обязанности перечислили. Если бы план звучал просто как «Воинская обязанность в РФ», перечислять другие конституционные обязанности было бы не к месту. Так что внимательно читаем шапку задания.
Запомнить:
- если попался слишком сложный план, нужно вспомнить всё по этой и смежной темам. Иногда можно «съезжать» на смежные темы, если это к месту;
- изредка бывает так, что план не начинается с пункта «Понятие»;
- некоторые пункты плана можно формулировать в качестве вопросительных;
- если в плане просят раскрыть две подтемы (например: «что-то как социальный институт», значит, надо отдельно раскрыть и «что-то», и отдельно раскрыть «социальный институт»).